Понедельник, 6 апреляДзержинский район: новости - афиша - реклама
Shadow

Олег Каразей: 110 человек погибли от рук близких в прошлом году

Ежесуточно в органы внутренних дел поступает порядка 235 сообщений о насилии в отношении членов семьи. За год – более 90 тыс. И это учитывая высокую латентность. В результате реагирования на такую информацию к административной ответственности в прошлом году привлечено свыше 50 тыс. граждан, к уголовной – около 2,5 тыс. Близкими совершается каждое третье убийство и умышленное причинение тяжкого телесного повреждения. Ситуация, к сожалению, из года в год кардинально не меняется. 

– По итогам минувшего года зарегистрировано  увеличение (на 12,7%) тяжких и особо тяжких «бытовых» преступлений. Против половой неприкосновенности или половой свободы – на 35%. При этом из почти 140 преступлений этой категории в 56 случаях пострадавшими стали дети, – констатировал начальник управления профилактики МВД Олег Каразей. – Число погибших от рук близких престарелых граждан также значительно выросло в прошлом году. Две трети совершивших убийства и тяжкие телесные повреждения в быту на учете в милиции не состояли.

На фото: Олег Каразей

Бывшие – не забывшие

По мнению МВД, необходимость урегулирования и дальнейшего совершенствования законодательства по противодействию домашнему насилию очевидна и обусловлена рядом важных факторов. Имеющиеся предложения и инициативы сейчас прорабатываться в рамках подготовки проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам профилактики правонарушений».

Вот многим знакомая ситуация – супруги развелись, но продолжают жить под одной крышей, хозяйство совместное не ведут. Мужчина поднимает руку на бывшую жену. И, получается,  что у сотрудников милиции нет оснований для применения мер общей и индивидуальной профилактики к агрессору. В том числе, такой действенной и востребованной, как защитное предписание. А все потому, что сегодня законодательство не относит к членам семьи бывших супругов и сожителей, в том числе проживающих на одной жилой площади после расторжения брака и не ведущих совместного хозяйства.

Это касается и проживающих раздельно родителей и детей. Распространённая ситуация: нерадивый сын живет через дорогу от престарелых родителей. Общего хозяйства нет, но он к ним регулярно захаживает, питается, а иногда и скандалы устраивает. К насилию в семье такое поведение не относится. Отсюда снижается эффективность реагирования, так как у участкового существенно сокращен спектр инструментов воздействия.

Защитить предписанием в момент конфликта

Количество вынесенных защитных предписаний  с каждым годом растет и доказывает свою эффективность. Однако и тут есть над чем работать. Сегодня для вынесения  защитного предписания требуется соблюсти ряд установленных законодательством условий: на момент совершения насилия в семье человек уже должен состоять на профилактическом учете или иметь объявленное в течение года официальное предупреждение за насилие в семье. Кроме того, требуется наличие вынесенного судом постановления по делу об административном правонарушении.

То есть оперативно, сразу после конфликта, помочь жертве, выселив обидчика хоть на какое-то время, не получится.  Выход видится в изменении оснований и порядка применения защитного предписания с  возможностью его вынесения в случае начала административного либо уголовного процесса в связи с насилием в семье.

Оружие и агрессия не совместимы

Не секрет, что в порыве злости, скандалисты не только распускают руки, но и хватаются за ножи или другие опасные предметы. Вполне разумной инициативой в этой связи является введение запрета на приобретение разного вида оружия (самообороны, спортивного, охотничьего, сигнального) гражданам, подвергавшимся административному взысканию за совершение семейного насилия (ч. 2 ст. 9.1 КоАП).

Далеко не лишней мерой в этой связи представляется и изъятие оружия и боеприпасов у собственника, которому вынесено защитное предписание (до прекращения его действия). По нынешнему  законодательству  такие основания отсутствуют.

Коррекция – для агрессора, единый орган – для координации

МВД также предлагает дополнить перечень мер индивидуальной профилактики коррекционной программой, определить  порядок и механизм психологической работы  с агрессорами. Потому что законодательных рычагов, которые обязали бы посещать их данные программы, пока нет.

Кроме того, по словам Олега Каразея, до настоящего времени не определен государственный орган, осуществляющий координацию деятельности по предупреждению насилия в семье. Отсутствует система комплексного взаимодействия между разными ведомствами при реагировании на такие факты и оказании помощи пострадавшим.

Добавить комментарий