Суббота, 4 апреляДзержинский район: новости - афиша - реклама
Shadow

Весь мир — театр, а мы — актеры. Елена Калюжина рассказала о театральной студии «Ступени»

27 марта мы вновь отмечаем Всемирный день театра. Театральное искусство многогранно. О становлении, проблемах и детском творчестве образцовой театральной студии «Ступени» гимназии №1 города Дзержинска рассказала ее руководитель Елена КАЛЮЖИНА.

— Елена Ивановна, как вы оказались в «Ступенях»?

— Я родом из Украины, в 2001 году приехала в Дзержинск из России, Амурской области. Мой отец военный, мы колесили по всему Союзу — так я и попала в Беларусь. У меня за плечами был режиссерский опыт, и я продолжила работу здесь. По образованию я учитель музыки и режиссер-постановщик театрализованных представлений. Но поскольку работать приходилось в разных направлениях, театр осваивала, так сказать, по ходу жизни. До меня театра в гимназии не было. Потому я предложила организовать «Ступени».

— Почему вы выбрали именно такое название?

— «Ступени» — это поэтапность развития. Все познается с опытом, по шагам. Главное, чтобы эти ступени шли вверх, а не в обратном направлении. А еще можно предположить, что на ступенях сидят благодарные зрители.

— Над чем сейчас работаете?

— Мы решили посмотреть новым взглядом и реанимировать постановку «Питер Пэн», которую ставили 15 лет назад.  Тогда мы делали ее как мюзикл. Для этой постановки я даже связывалась с режиссером московского театра им. Вахтангова. Он с удовольствием откликнулся, прислал материал, с которым сейчас работаем. Сложность в том, что я собрала пять разных сценариев, из которых пытаюсь сложить единый текст. Надеюсь, к следующему учебному году все будет готово и можно будет обкатывать материал. И еще один наш большой проект — бал литературных героев. К 75-летию Великой Победы мы решили поставить особое такое представление. Музыкальные, вальсовые темы переплетаются с трагической историей войны. К этому проекту мы подключаем 10—11-е классы — расширяем наш обычный состав.

— Кто посещает студию?

— Сегодня в труппе большая текучесть. Многие уходят, присоединяются новенькие. Дети быстро меняют свои ориентиры, родители дают свои установки, или какие-то коррективы вносит сама жизнь. Готовятся к  поступлению в вузы, времени на театр не остается вовсе. Поэтому постоянства актерского состава не наблюдается. Безусловно, есть «золотой фонд» — ребята, которые готовы работать не покладая рук, и днем, и ночью согласны прийти на помощь. Всего же студию сегодня посещают около 30 человек.

— Расскажите, как проходят репетиции?

— Сейчас стало сложнее проводить занятия с детьми. Трудно собрать команду вместе, так как у многих репетиторы, кружки, и не все могут прийти в назначенное время. Поэтому нередко приходится работать индивидуально. И вторая проблема — переполненность школы. Иногда просто невозможно найти место для репетиций. Тогда репетируем, к примеру, прямо в коридоре. А так собираемся с ребятами два раза в неделю на площадке в актовом зале, в другие дни проводим индивидуальные занятия. Но, конечно, есть мечта иметь свой отдельный угол.

— Как вы распределяете роли между детьми?

— Конечно, все хотят получить роль, сказать на сцене хотя бы несколько слов. Поэтому иногда главных актеров заменяем дублерами, я распределяю слова на других актеров, чтобы каждый мог как автор, соавтор, второстепенный герой выйти со своим текстом на сцену. Другими словами, подстраиваю роль под актера, а не наоборот. Ведь одна из моих задач — раскрепостить детей. Если у меня это получается, они начинают работать в команде, начинают слышать других, подстраиваться под ситуацию. И тогда все получается.

— Как выбираете материал?

— Как правило, предлагаю возможные варианты постановок. Вместе с детьми мы читаем, выбираем. Раньше сценарии я писала сама, адаптировала книги. Сейчас опираюсь на уже написанные профессионалами пьесы. Найти материал целиком без корректировки невозможно — все время приходится что-то переделывать, монтировать, подстраивать под себя.

— Кто занимается костюмами, декорациями?

— Все приходится делать своими руками. Где-то привлекаем учителей труда, где-то родителей, что-то шью сама — выкручиваемся как можем. Костюмы переделываем — одно платье может участвовать в пяти постановках. Поэтому работа никогда не заканчивается. Подбор музыкального материала, декораций, костюмов — все это требует уйму времени.

— Какие навыки вы стремитесь привить детям помимо актерского мастерства?

— На первоначальном этапе мы с ребятами занимаемся тренингами —  ставим голос, движения, пластические решения, физические нагрузки вместе с речью… Музыка, слух, ритм… Но есть и обратная сторона медали. Когда у тебя есть роль — это одно, когда занятия состоят из одних только тренировок — совсем другое. У некоторых исчезает желание заниматься дальше.

 — Какова ваша главная задача в работе с детьми?

— Ребята находятся в другом мире, у них совершенно другие потребности. И это нужно понимать и принимать. Сегодняшнюю ситуацию я воспринимаю как азартную игру. Передо мной стоит задача заинтересовать детей, заставить их посмотреть на нашу с ними работу с другой стороны — это моя цель. И тогда появляется азарт: если невозможно по финансам, по времени, по силам, а что тогда? И я пытаюсь договориться с этой частицей «НЕ».

— Как ребята относятся к занятиям? Для них это своего рода работа или больше развлечение?

— Кто-то относится очень серьезно, особенно девочки, мальчишки же более подвижны в плане организации. К сожалению, отношение к театру как к виду искусства детям привить сложно — в современном мире иные потребности. В учреждениях культуры отношение детей и родителей совершенно другое, даже если это платные занятия, где интересы всех, в том числе и педагога, совпадают. Но так как это школа, мне приходится принимать данную ситуацию.

— У вас бывают моменты, когда хочется все бросить?

— Этим заканчивается каждый учебный год (Улыбается.) Приходят в голову мысли, что все то, чем я занимаюсь, никому не нужно. Ведь в мире другие запросы, и с искусством они идут в противоположном направлении. Тогда хочется все бросить. Но потом я смотрю спектакли, езжу в театр, общаюсь с профессионалами  — подпитываюсь идеями и начинаю включаться в работу снова.

Добавить комментарий