Понедельник, Август 20Дзержинский район: новости - афиша - реклама

Обоснование идеи проекта «Экодружественность семьи – путь к устойчивому развитию Дзержинского района»

Ключевое желание каждого человека – иметь достойное качество жизни. В контексте ценностей и идей устойчивого развития все шире осознается тот факт, что технические новшества, законодательные инициативы и политические решения сами по себе не содействуют улучшению жизни каждого и всех. Устойчивые изменения в жизни людей связаны с переменами их мировоззрения, ценностей и образа жизни, а также повышением способности людей добиваться желаемых изменений.

Наращивание ресурсов каждого человека и каждой семьи — это расширение реальных возможностей сообщества по обеспечению социокультурных изменений, приводящих к постоянному улучшению качества жизни региона. Содействие в экологизации образа жизни семей может оказать образование для устойчивого развития (ОУР). Это метод, который базируется на образовательном сопровождении конкретных действий людей, проявляющих заботу о себе и других, по улучшению своего качества жизни, а также на оказании адресной помощи в улучшении экологического, экономического, социального статуса региона, укреплении его благосостояния. В том числе – метод эффективной организации образовательных процессов для взрослых людей (особенно – силами их детей и других представителей подрастающего поколения). Определение условий и разработка инструментов такой организации практик образования для взрослых – одна из задач деятельности Ассоциации «Образование для устойчивого развития» (далее – Ассоциации).

В Дзержинском районе Минской области активным членом Ассоциации является государственное учреждение образования «Средняя школа № 4 г. Дзержинска». Участвуя в реализации проекта международной технической помощи ЕС/ПРООН «Энергоэффективность в школах» (2014 – 2016), мы, организуя работу с местным населением в интересах становления энергоэфективного образа жизни местного сообщества, увидели проблему в том, что далеко не каждая семья в Дзержинском районе, который состоит преимущественно из сельских жителей, может сделать экологоответственный выбор. Основными препятствиями в организации «зеленого» образа жизни сообщества выступают низкий уровень знаний людей о «зеленой» экономике, неприятие ими ценностей устойчивого развития, неверие в собственные силы и отсутствие образцов «зеленого» потребления в быту. Как следствие, возникла необходимость обеспечения устойчивого доступа жителей Дзержинского района к образовательным услугам в области экологизации образа жизни. Одним из методов решения этой задачи и является организации практикоориентированного процесса совместного образования в интересах устойчивого развития жителей одного населенного пункта – взрослых и детей, организуемого усилиями инициативных групп местных школ на основе реализации методик образования взрослых.

Для того, чтобы обеспечить жителям условия для расширения своих возможностей в области экодружественного уклада жизни, необходимо:

— организовать деятельность по формированию и расширению образовательных запросов семей в области «зеленой» экономики и «зеленого» потребления;

— подготовить адукаторов и создать на базе местных школ центры образования взрослых как провайдеров образовательных услуг в области экологизации образа жизни населения в местных сообществах Дзержинского района;

—  в шаговой доступности для населения района создать точки устойчивого доступа к образовательным услугам в области экологизации повседневной жизни.

Данную идею предлагаем отработать на пилотных представителях сельских сообществ, а также на сообществах людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (молодых инвалидах).

Основная идея устойчивого развития — органичное сочетание потребностей человека с заботой о природе и будущих поколениях. Социокультурные трансформации сообществ на основе экодружественного уклада и «зелёного» образа жизни — важнейший механизм реализации принципов устойчивости белорусской модели, представленной в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. Основными принципами «зелёного» образа жизни выступают:

— осмысленное потребление;

— повторное использование;

— сокращение потребления;

— переработка.

Под «зеленым» потреблением мы понимаем определенный образ жизни, строящийся на осознании необходимости беречь природные ресурсы и способствовать сохранению окружающей среды.

Во многих населённых пунктах школа — это, кроме всего прочего, и центр организации досуга населения, где людям, как правило, в пределах шаговой доступности предоставляется возможность продуктивно провести свободное время. Ключевыми фигурами в организации деятельности школы как центра устойчивого развития местного сообщества и продвижении идей «зелёного» потребления в регионе выступают педагоги. Именно они могут помочь ознакомиться с основами организации экодружественной жизнедеятельности и освоить их не только учащимся и их родителям, но и партнёрам — представителям различных структур, организаций, бизнеса, местных органов власти. Деятельность педагогов выводит их в местных сообществах на новую профессиональную позицию: менеджера — организатора экодружественной среды, содействующего реализации практик образования для устойчивого развития.

Обучение действием — это одна из форм групповой работы и решения сложных проблем. Используется как вариант группового коучинга под конкретную локальную задачу или на стадии организационных изменений.

Отличительная особенность метода заключается в том, что процесс обучения действием состоит из обучения через проживание ситуаций, решения проблемных и креативных задач, получения соответствующих знаний, направленной групповой обучающей работы.

Основными характеристиками метода являются:

— сосредоточенность на обучении через делание;

— групповая работа;

— адресация целям организации;

— роли участников ориентированы на решение задач;

— принятие командных решений;

— формализация результатов (презентации, материалы).

Характеристикой метода считается то, что участники сразу решают свои актуальные задачи с помощью необходимых знаний. В связи с этим возникает ряд преимуществ. Участникам не приходится переносить знания и умения, полученные в учебных условиях, на реальную ситуацию. Кроме того, происходит одновременное усвоение новых знаний и решение значимых задач.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.