Понедельник, Август 20Дзержинский район: новости - афиша - реклама

Советы начинающему андрагогу

При обучении взрослых надо руководствоваться следующими факторами:

  • Материал должен иметь четкую структуру.
  • В нем должны быть кейсы — примеры из жизни.
  • Участник образовательного мероприятия должен сразу же переложить новые знания и опыт на свою повседневную жизнь/работу.
  • Материал может быть в игровой форме – дяденьки в дорогих костюмах тоже играют. Но тогда игровой процесс должен доставлять аудитории позитивные эмоции, а не заставлять краснеть и потеть.
  •  Образовательный проект должен совпадать с целями участников, а это значит, вы должны их четко прописать в программе.
  •  Курс/семинар должен быть четко регламентирован по времени – мы все являемся рабами времени, у нас встречи, переговоры, личные дела. И организатор или спикер должны считаться с этим.
  • Надо выполнять свои обещания, даже если в ходе проведения мероприятия выясняется, что вам провести дополнительный модуль нерентабельно. Просчитывайте заранее все свои риски.

Ну и, естественно, вам необходимо определиться с форматом обучения. На этом моменте я хочу остановиться подробнее.
 
Сколько форматов образовательных программ для взрослых вы знаете?
 
На самом деле их много, и каждый формат сопровождает определенная методика преподавания.
 
1. Лекция – лектор рассказывает, аудитория слушает и записывает. Как правило, рассказывается что-то фундаментальное и основательное, примеров из практики и их разбора практически нет.
2. Мастер-класс – во главу угла ставится личный опыт выступающего. Что делал, как надо/не надо делать, как добился успеха – это основной посыл выступления. Спикер должен быть известен в профессиональной среде, у незнакомца нечему учится.
3. Диалог – в неформальной (зачастую) обстановке работают два спикера. Диалог не должен превращаться в пустую болтовню, должен вызывать эмоциональные всплески у аудитории, поощряются дискуссии.
4. Сессия вопросов и ответов – довольно сложный формат. Я в таком как-то три часа подряд отработала. Знаете игру в настольный теннис? Вы подаете мяч, я отбиваю. И так несколько часов подряд. Насыщенный эмоциями, экспертностью, ожиданиями. В качестве разнообразия – шикарный вариант.
5. Семинар – отличается от лекции тем, что в процессе проведения большой упор делается на работу с залом, на дискуссию, на обмене знаниями, опытом, информацией.
6. Вебинар – единственный из всех рассматриваемых форм, который проводится посредством интернета. По методу преподавания больше похож на лекцию, потому что только спикер имеет техническую возможность говорить, участники же слышат и видят спикера и коммуницируют посредством чата – сообщений. В связи с тем, что скорость набора текста на компьютере у всех разная, слушатели не всегда успевают вовремя задать свой вопрос или написать ответ на запрос спикера.

7.Тренинг– в этом формате тренируется, развивается какой-то определенный навык. Допустим, мы учимся правильно оформлять акты работодателя – приказы и распоряжения. Небольшой лекционный материал служит опорой для отработки навыка, а набор всевозможных кадровых ситуаций помогает довести навык до автоматизма.

Это самые распространенные форматы краткосрочного обучения. Я практикую семинары и мастер-классы, поэтому на них и остановимся.

Как я готовлюсь к семинарам?
 
1. Любой семинар начинается с темы. Она должна быть актуальной и интересной аудитории. Я работаю с законодательством, поэтому тема семинара не должна вводить участника в заблуждение.
 
2. Определяю мысль, которая красной нитью будет проходить через семинар. Допустим, это кадровая безопасность бизнеса, административные штрафы, фатальные ошибки. Именно вокруг основной проблемы и будет строиться моя дальнейшая работа.

3.Следующим шагом я определяюсь с аудиторией.Это могут быть бухгалтеры, которые ведут кадровый учет самостоятельно. Это могут быть непосредственно предприниматели. Юристы, кадровики – более подкованная аудитория, если собирать всех вместе, то есть риск, что для кого-то материал покажется слишком простым. Кстати, у меня так было на бесплатных семинарах. Подобных мероприятий в Павлодаре практически не проводится, вот и случаются накладки. Важно: тема может быть любая, но ее содержание необходимо подбирать именно под конкретную аудиторию. Невозможно давать сложные ситуации обычным предпринимателям, и нет смысла простые обиходные кадровые ситуации объяснять матерым спецам.
 
4. Если есть возможность, то материал корректирую под возрастные данные участников семинара. Мы же с вами понимаем, что разновозрастная категория по-разному смотрит на одни и те же вещи, примеры. Жизненный опыт участников может сыграть мне на руку, а может и стать камнем преткновения в понимании материала.
 
5. После того, как выбраны тема и аудитория, я разрабатываю подробную программу. При этом программу я выстраиваю вокруг ключевой проблемы. В конце мероприятия участники должны узнать, как решить эту проблему. Иначе получится не семинар, а лекция.
 
6.Хронометраж. Если семинар рассчитан на 3 академических часа, то в этот промежуток должно войти и приветствие, и вводная, и основная часть, и ответы на вопросы слушателей. И даже перекуры и кофе-брейки, если я их предусматриваю. Поэтому очень важно для меня разбить семинар на части как можно точнее. Очень часто бывает так, что вопросов слишком много. Особенно было сложно первое время: хочется выслушать и помочь все. Регламент нарушался. Потом я приучила себя отсекать вопросы не по теме семинара, стало легче управлять аудиторией.

7. Получение от участников семинара обратную связь – очень важный момент мероприятия. Без четкой обратной связи сложно оценить полезность и важность темы, простоту или сложность выступления, качество подготовки материалов. Для себя я разработала готовую анкету, которую участники заполняют перед сессией «Вопросы-ответы». 

8.Вот теперь начинается самый важный и сложный этап: сбор материала по теме! Это и законодательная база, и примеры, и картинки, и вопросы. Иногда целесообразно и аудио-, видеофрагменты включить.

9. Разработка презентации. Я визуал — легко запоминаю информацию, которую вижу. Поэтому для своих слушателей стараюсь делать подробные и понятные презентации. Не просто выдержки из кодексов и законов, а их визуальный ряд – картинка, инфографика, таблица, диаграмма. Все, что облегчает восприятие и понимание материала.

 
Разработка презентации 

Как вы успели заметить, процесс создания образовательного продукта — дело довольно длительное и трудозатратное.
 
Но именно такой поэтапный подход позволяет мне избегать ошибок во время самого семинара. Я действую из принципа «У меня не будет второго шанса произвести первое впечатление».
 
Вы знаете когда я только начинала писать эту статью, я еще не знала, что буквально через несколько дней у меня будет неприятный опыт посещения семинара по трудовому законодательству. Об этом Вы можете подробнее прочитать в этой статье.
 
А здесь я хочу лишь немного порассуждать. Если бы семинар был бесплатный, то я бы не потратила время на написание целой статьи с таблицами и скриншотами.
 
Ведь посещать неудачные вебинары мне уже приходилось. И это не вызывало шквал эмоций, потому что я не и копейки не платила. Ну посмотрела урывками, оценила лектора, прочитала комментарии в чате. А потом легко и непринужденно нажимала на кнопку закрыть в правом верхнем углу экрана. Я понимаю, что такая подача материала мне неинтересна, потому что ценности и полезности там нет.
 
Но когда ты платишь за семинар деньги, ты ожидаешь добросовестного отношения лектора к своим клиентам( есть закон бизнеса, что клиентом является тот человек, который заплатил тебе деньги). Именно исходя из этого принципа, многие спикеры выкладываются на 100% только для заплативших.
 
Но для меня этот подход не всегда подходит, ведь если ценности нет на на бесплатных семинарах, откуда ей взяться за деньги?
 
На мой взгляд это очевидно. И когда я купила курс, я расчитывала, что материал будет интересным, полезным и практичным. Но к сожалению, получилось ровно наоборот.
 
Поэтому здесь я хочу вам привести еще несколько скриншотов о том как не надо проводить вебинары, даже бесплатно
 
Как не надо делать?

Зачем зачитывать весь текст, отображаемый на экране?

Неудачный вебинар

Слишком длинное вступление

 
Конечно, на этом подготовка к семинару не заканчивается. Дальше все только увлекательнее и интереснее. Но это внутренняя кухня. Соберусь – расскажу. 
Пока со всей ответственностью могу заявить только одно: в обучении людей (взрослых или нет) мелочей не бывает

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.