Воскресенье, Июль 22Дзержинский район: новости - афиша - реклама

Вацлав Матусевич — о выходе на заслуженный отдых, итогах работы и планах на будущее

Всю свою жизнь этот человек посвятил системе образования. Не одно поколение специалистов выросло у него на глазах. В 1996 году я пошла в первый класс, в 2007-м закончила с золотой медалью гимназию №1 г. Дзержинска и поступила в университет, а затем вернулась на работу в родной город. А Вацлав МАТУСЕВИЧ, как капитан корабля, все так же уверенно направлял систему образования района навстречу новым достижениям и успехам. О выходе на заслуженный отдых, итогах работы и планах на будущее – в нашем интервью.

– Вацлав Иванович, расскажите немного себе.

– Родился 29 сентября 1957 года на Столбцовщине. В семье было 8 детей. Мой отец приезжал часто в Дзержинск, и я всегда его сопровождал. Полюбил этот город, парк в самом центре. В начальных классах учился в Тисковщинской школе. Мне повезло: у нас были учителя, которые привили любовь к белорусскому языку, математике, физике. В учреждении образования проходило много конкурсов, мы интересовались шахматами, участвовали в соревнованиях. Хорошо были развиты туризм и олимпиадное движение. Пару лет назад, кстати, была встреча с одноклассниками из Тисковщины, отметили 40-летие со дня окончания школы.

Так как в самой Тисковщине средней школы не было, мы ходили в городскую школу-интернат. Там мне привили любовь к языкам, русской и белорусской литературе. Школа была тем местом, которое одухотворяет и развивает. В 1975 году, когда я закончил школу, умер мой отец. И я решил действовать по его наставлению, выбрав педагогический путь. Закончил институт. В течение двух лет являлся ленинским стипендиатом. На то время нам платили по 100 рублей. Это были большие деньги.

Сейчас говорят, что науку, теорию надо дополнять практикой. Так вот, на втором курсе университета я устроился лаборантом-физиком в 24-ю школу г. Минска. В мои функции входила подготовка к опытам, иногда и уроки проводил. Закончил университет на отлично, без четверок. По образованию я учитель физики.

– Я знаю, что по распределению вы попали в Любань.

– Да, сразу 13 молодых специалистов отправили в Тальскую среднюю школу. Тогда там училось 600 детей. И сразу меня директор назначил своим заместителем по учебной работе. Школа была достаточно современная. Ее посещали и министр образования, и руководство Коммунистической партии Беларуси. В учреждении была организована замкнутая телевизионная система, установлены видеомагнитофоны, сигналы подавались в каждый класс.

Каждую неделю мы собирались у директора в кабинете со своими записями, анализировали проделанную работу, и он нам давал рекомендации. В школе был индивидуальный подход к каждому ребенку. После контрольных проводилась работа над ошибками. Пробелы в знаниях каждого отдельно взятого ученика восполнялись после уроков. Существовал поэлементный учет знаний. В школе работали лингафонные кабинеты. А на уроках русского и иностранных языков класс делился на две группы – в зависимости от уровня знаний учащихся. Этот принцип сначала вызвал негативный отклик, но потом нашел свое применение и в других учреждениях. Вы ведь понимаете, что без объективной оценки знаний ничего не будет. И этот контроль в школе существовал.

Как-то раз к нам приехал начальник местного отдела образования и забрал меня в Тарасинскую среднюю школу директором. Первой сложностью было понять, что требуется от школы. На то время я вновь перечитал Сухомлинского. И все встало на свои места, когда я сел на поезд и съездил в его Павлышскую школу. Мне кажется, что наследие Сухомлинского в воспитательном плане мы недостаточно оцениваем.

В школе мы сделали упор на народные промыслы: ткачество, гончарство и др. Но главное, что дети начали поступать в высшие учебные заведения, хотя до этого такого не было. На должном уровне преподавались физика, математика, языки, и это принесло результат.

– А как вы попали в Дзержинский район?

– После пяти лет работы в Тарасинской средней школе мне предложили возглавить учреждение образования в Гритчино. Школа размещалась в пяти зданиях. Коллектив был замечательный. В классах училось по 12 детей.

Уроки разрабатывали с учетом трех категорий – для разных уровней знаний, чтобы к каждому ребенку был индивидуальный подход. Я всегда занимал активную позицию, и меня пригласили с 1 сентября 1989 года на должность начальника отдела образования г. Дзержинска. Работал здесь до 1997 года. За этот период мы одни из первых в республике открыли гимназию. Сначала 3-й школе придали статус учреждения образования с углубленным изучением иностранных языков, а потом она стала гимназией. Это были переломные годы, годы социальной трансформации. Появилась вера в будущее, а еще мнение, что все можно улучшить…

– А потом городской отдел образования ликвидировали, верно?

– Так и есть, и я перешел на должность главного специалиста в районе. Это был чудесный период. Я курировал воспитательную работу. На тот период пришлось становление кафедры социальных педагогов и педагогов-психологов. Довелось много поработать.

Потом начались изменения в управлении образования. И меня назначили заведующим отделом. Я думал, что это на год-другой, потому что творческая работа увлекала меня. Позже эту же должность переименовали в «начальник отдела». Спустя время добавили нам спорт. А с 1 июня 2018 года отдел стал называться «управление по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома».

Мой профессиональный взгляд, мышление формировались в отношениях с детьми, учителями. Подходы шлифовались в процессе работы, но стиль управления всегда был ответственный. Я старался объективно оценивать работу педагогов и создавать условия для учебы и стимулирования труда учителей. А наши педагоги всегда благодарили результатами своих учеников. Неслучайно количество олимпиадников и педагогов, которые могут подготовить к областным и республиканским олимпиадам, в системе образования Дзержинского района не меньше, а больше, чем в других регионах.

– Итоги проделанной работы впечатляют!..

– Я горжусь и педагогами, и руководителями. Благодарю нашу местную власть за то, что помогла нам создать такую образовательную среду. У нас есть проблемы. Но они не такие существенные в сравнении с достижениями. Мы можем давать качественное образование – и это главное.

В течение всех этих лет произошли серьезные подвижки в деле оптимизации системы образования. На образовательной карте появились учреждения нового типа: на базе школ открыты гимназия г. Дзержинска (1991 год), гимназия №1 г. Дзержинска и гимназия г. Фаниполя (2004 год). На базе дошкольных учреждений стали функционировать центры развития ребенка – в поселке Энергетиков (2004 год), Дзержинске (2009 год), Фаниполе (2012).

Произошла централизация финансирования хозяйственной деятельности учреждений образования. В 1998–2001 годах дошкольные учреждения перешли на баланс отдела образования. С баланса сельских Советов в 2007 году нам были переданы все базовые и начальные школы и сады, а также лагерь «Дружба».

Это были годы развития специального образования. Мы одними из первых открыли и дефектологический пункт, и центр коррекционного развития и реабилитации, который потом переехал в здание яслей-сада №1 г. Дзержинска.

В это время были закрыты малокомплектные школы в Старинках, Журавинке, Плашево. Уменьшалось количество детей. Но в начале 2000-х годов пришлось возобновлять работу дошкольных групп на селе.

В 2006 году открылся социально-педагогический центр, ресурсный центр информационных технологий и технических средств обучения. Позже – районный центр туризма и краеведения. В будущем, я думаю, здесь нужно сделать не турбазу, а летний стационар на 200 мест.

Оптимизация сети учреждений была подкреплена программой «Школьный автобус». У нас сегодня к школам подвозят более 500 учащихся, работает 10 автобусов. В прошлом году заменили три машины, в этом запланировано купить еще две.

В 2003 году к отделу образования была приобщена система питания. Было построено 5 котельных, поскольку во многих школах отопление не функционировало как следует. Проведена реконструкция многих учреждений образования.

Мы активно работали над развитием музейной педагогики. В школах района сегодня действует 15 музеев. Запланировано издание книги по истории образования и краеведческой хрестоматии, в которую попадут все материалы о нашем районе.

В школах работает 8 образцовых творческих коллективов. Создана компьютерная сеть учреждений образования района.

Но мы не забывали о главной функции школы – развитии интеллектуального потенциала ребенка. Для нас всегда было важно участие в олимпиадах.

Я считаю, что необходимо сохранять те традиции, которые у нас есть. Традиции проведения ярмарок, встреч с ветеранами. Традиции быть успешным, уважать детей и педагогов. Не растратить своих партнеров и друзей.

Точку в своей профессиональной деятельности ставить рано. Я ставлю запятую. Мне необходимо все осмыслить и попробовать изложить это на бумаге. Спасибо за это теплое прощание, которое мне подарили наши педагоги. Я благодарен всем вам за ваш труд!

Беседовала Лариса КОРШУН

16 Comments

  • Аноним

    вздохнули скорее всего те, кому поскорее бы
    конец уроков и домой а вацлов иванович постоянно мотивировал к инновациям и творческому подходу к труду

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.