«Встал выбор: или уйти, или остаться и умереть». Монологи людей, пытавшихся кончить жизнь самоубийством
Тема суицидов страшная, неудобная, окутанная стеснением и недоверием. О ней принято говорить лишь с психологом и желательно в четырех стенах, у которых нет посторонних ушей. Но затронув ее, мы поняли: при всех своих недостатках тема эта актуальная. Даже слишком. Сегодняшние исповеди наших героев – смелый шаг с их стороны. И сделан он был для того, чтобы донести важное прежде, чем случится непоправимое.
Имена героев изменены из соображений конфиденциальности. По тем же причинам в этом материале вы не найдете фото. Но тем лучше. Есть шанс сфокусироваться на главном – трагедии человека и его уникальном личном опыте.
Евгения, 23 года
– Когда я училась в сельской средней школе, моя подруга, которая жила через пару домов от меня, покончила с собой. Если не ошибаюсь, тогда нам было всего 12–13 лет. Но события того дня отпечатались в памяти на всю жизнь. Помню, как незадолго до трагедии мама отправила меня в магазин. Уже стемнело, и я предложила подруге пойти со мной. Она тоже купила хлеб в магазине, и мы вместе вернулись домой. Было около десяти часов вечера. Когда на следующий день я пришла в школу, подруги не было. После уроков наш классный руководитель сообщила нам о ее смерти. Я пришла домой в слезах, не могла поверить, что она мертва. Бросив сумку, побежала к ее дому. Это был страшный удар для меня – еще ребенка. Члены семьи моей подруги нашли ее повешенной после десяти вечера в прихожей. А я была последней, кто видел ее живой. Мы вместе возвращались домой и весело шутили. Потом мне снились сны, она звала меня к себе. Мои сверстники и знакомые часто спрашивали: ты не заметила ничего подозрительного, когда виделась с ней в последний раз?
Я была активной ученицей, а тут сразу превратилась в интроверта. Начала чувствовать себя виноватой.
Постоянно думала, что всё было бы иначе, если бы я в тот вечер не спешила домой. В старших классах я сказала родителям, что хочу учиться в городе, и перевелась. Несмотря на то что меня сразу же приняли в одну из лучших школ города по конкурсу, мой уровень образования был ниже, чем у местных учеников. К тому же у меня снизилась успеваемость. Прежде я никогда не получала тройки, и это было для меня большой проблемой. Позднее я сменила школу – поступила в англоязычную. Учителя запугивали, говорили, что экзамены будут сложными. А я еще страдала от того, что меня не устраивала моя внешность, испытывала безответную детскую любовь, чувствовала недостаток тепла со стороны родителей. Ближе к окончанию школы стресс усилился. Я впала в депрессию. У меня была бессонница, часто теряла сознание. Старалась не оставаться в одиночестве. Вернулось чувство вины за произошедшее в прошлом.
Было бы ошибкой утверждать, что мотив для самоубийства только один – проблемы копились годами.
В какой-то момент я почувствовала себя никому не нужной
Я не сразу совершила суицид. Готовилась. Однажды решилась и порезала себе вены канцелярским ножом. Слава богу, не добралась до вены. Мозг включился, когда пошла кровь, – я пришла в себя. Не помню, что я делала до этого, как взяла в руки нож и пошла в ванную. Я сразу перевязала руку полотенцем и направилась в медпункт.
Моя готовность обратиться за помощью и принять ее помогла мне выбраться из этой ситуации. Еще посодействовали школьный психолог и учитель. Они объяснили, что я не виновата в том, что произошло в детстве. Я научилась открыто говорить о своих проблемах, не скрывать их. Они научили меня не держать тревоги в себе, рассказывать об этом, не стесняться плакать.
В какой бы ситуации ни находился человек, никто не знает, что творится у него в голове или о чем он думает
Взрослые не пытаются понять, какие проблемы могут скрываться внутри у ребенка, и вообще не считают их проблемами. Мне это не нравится.
Когда скончалась моя подруга, мне много раз приходилось слышать от взрослых: она же ребенок, какие у нее могут быть проблемы? Я видела много осуждения. Возможно, это не проблема для взрослых, но для ребенка это важно. Думаю, ошибочно измерять эмоциональное состояние детей «взрослой» шкалой и делать выводы. Надеюсь, моя история заставит кого-то задуматься. В том числе о том, что из любой ситуации всегда есть выход.
Ольга, 30 лет
– Задуматься о суициде меня заставили неудавшиеся отношения. Это было три года назад. Я была замужем, очень любила человека, зависела от него. Когда отношения сошли на нет, это было довольно резко и неожиданно. Тогда буквально рухнул весь мой мир. И появилась мысль, что жизнь пуста и больше не имеет никакого смысла. Решение о суициде было на эмоциях. Перед этим – очередная попытка поговорить, безрезультатная.
В одно мгновение все вокруг стало серым, неинтересным. Внутри боль. И в какой-то момент захотелось, чтобы этой боли не стало
Ничего лучше не придумала, как пойти в ванну и перерезать вены. Были ли мысли о том, что что-то пойдет не так и у меня не получится довести начатое до конца? Да нет, я знала, что все удастся. Делала это осознанно, понимала, что все. Но, когда уже сидела в ванной и была на грани потери сознания, встал выбор: или подняться и уйти, или остаться там. В голове начали всплывать воспоминания о семье, родителях, сестре. Я вдруг задумалась. Что я делаю? Почему? И вышла из ванной. Руки обработала самостоятельно. На этом все закончилось.
Реальная попытка суицида у меня была одна, но мысли до этого возникали не раз. Иногда даже писала письма прощальные. Психологическое состояние было… никаким.
После той попытки поняла, что нужно обращаться к специалисту, что сама не справлюсь, не вытащу себя из этого состояния
Дальше были сессии с психологом. Близкие не знали о том, что я пыталась свести счеты с жизнью. Знал только бывший супруг, который пришел и увидел, что произошло. Но особо никакой реакции от него не последовало.
На самом деле, тема суицида – очень глубокая. Сегодня ей уделяется мало внимания. Но произойти такое может с каждым. Особенно с людьми, ранимыми по натуре, принимающими все близко к сердцу.
Знаете, человек, который собирается совершить суицид, никогда не скажет вам о том, что задумал. Понять можно только по его психологическому состоянию. «Звоночком» могут стать разного рода проблемы, происходящие в жизни вашего близкого или знакомого: смерть кого-то из родственников, финансовые трудности или элементарно расставание. В такие моменты нужно быть ближе к нему, постоянно находиться рядом. Думаю, только так можно помочь.
Мнение психолога Екатерины Кветень:
Разберем обе ситуации. В случае Евгении первый признак, предвещавший попытку суицида, — это то, что резко изменилась жизнь героини. Она стала интровертом, а была активной ученицей; снизилась успеваемость, началась бессонница и др. Здесь девушка не смогла пройти все этапы горевания, а именно не было ресурсов выхода из ситуации после потери подруги, и поэтому произошла внутренняя травма.
Девушка права, когда говорит о том, что многие взрослые думают, что у ребенка не может быть никаких проблем. Возьмём самую простую ситуацию, когда дочь говорит маме: «Мама, меня Костя бросил, мне так больно», что обычно отвечают мамы? Очевидно: «Да у тебя ещё сто таких будет». Вот вам и элементарная ситуация обесценивания взрослым чувств ребёнка. И в следующий раз дочь будет думать о том, что бессмысленно говорить что-то маме и начнет удерживать эмоции и чувства внутри себя.
В большинстве случаев парасуицид происходит как у героини второй истории: душевную боль человек хочет перекрыть физической. Предполагаю из рассказанной истории, что здесь была больше демонстративная попытка суицида, ведь Ольга сообщает, что видел только бывший супруг, а первопричиной было расставание именно с ним. Никогда не «растворяйтесь» в мужчине, а несложившиеся отношения принимайте как прекрасный опыт.
Продолжение следует…