Общество

Александр Саракач рассказал о своей работе депутата в сфере законотворчества

Палата представителей, как и любой парламент мира, является  законодательной ветвью власти. Прежде всего депутат занимается  разработкой нормативных правовых актов. Есть законы, которые касаются широкого круга граждан, имеют общественный резонанс. А есть те, которые, на первый взгляд, представляют интерес исключительно для небольшого профессионального сообщества. Насколько справедливо это утверждение, рассказал депутат Палаты представителей Национального собрания по Дзержинскому избирательному округу №71 Александр САРАКАЧ.

— Александр Иванович, какой законопроект, над которым вы работали в уходящем году, считаете наиболее значимым для всего общества?

— Нормы практически любого закона в меньшей или большей степени затрагивают интересы каждого гражданина. Я как заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи хотел бы остановится на недавно принятом законопроекте «Об изменении законов по вопросам перевозки опасных грузов и промышленной безопасности».

Как следует из названия, изменения вносятся в два закона — «О перевозке опасных грузов» и «О промышленной безопасности». У большинства моих избирателей, услышавших эти названия, мелькнет мысль, что их это не касается. Однако я сейчас на примерах попытаюсь объяснить, что данный закон важен для всех.

Давайте начнем с одной из новелл законопроекта, которой точно заинтересуются семьи с детьми. Это безопасность работы аттракционов. По информации Госпромнадзора, в нашей стране эксплуатируются более 500 аттракционов, из которых 245 относятся к потенциально опасным объектам и подлежат государственному надзору. И вот в данном проекте было введено понятие «степень потенциального биомеханического риска». С его помощью оценивается вероятность причинения пассажиру аттракциона вреда в результате биомеханического воздействия с учетом возможной тяжести последствий.

— Когда речь идет о безопасности, всегда возникает вопрос контроля. В то же время количество проверок не должно быть излишним. Как реализуется такой подход в рамках создания новых законов?  

— Предлагаемые изменения в законы также касаются вопросов государственного регулирования и надзора. Так, предусматривается смещение акцента в деятельности контролеров в сторону профилактической работы, проведения вместо проверок мероприятий технического (технологического, поверочного) характера. Это позволит минимизировать вмешательство проверяющих органов в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, что существенно облегчит работу бизнеса как в области перевозки опасных грузов, так и в отношении опасных производственных объектов и потенциально опасных объектов.

Также в целях минимизации проверок бизнеса реформируется система ведомственного контроля. Госорганы будут проводить именно анализ деятельности подчиненных организаций и принимать меры по повышению эффективности их деятельности. Это позволит выстроить более рациональную систему государственного контроля, повысить прозрачность деятельности контролирующих (надзорных) органов, исключить излишнее, не обоснованное объективными причинами обременение субъектов хозяйствования проверочными мероприятиями.

Также из Закона Республики Беларусь «О перевозке опасных грузов» исключается еще один вид контроля — производственный. Как известно, перевозку опасных грузов осуществляют не только крупные, но и мелкие частные организации, а также индивидуальные предприниматели. Поэтому требование по наличию производственного контроля у субъектов перевозки опасных грузов является избыточным: все вопросы организации и осуществления производственного контроля входят в функции и обязанности специалиста, ответственного за безопасность перевозки.

— Бизнес часто жалуется на забюрократизированность в части получения всевозможных разрешений и согласований. Удалось ли оптимизировать законопроект в этом направлении?

— Мы уделили особое внимание устранению выявленных правоприменителями, а также бизнесом пробелов в части выдачи определенных документов и их дубликатов. Проще говоря, наведен порядок в выдаче разрешений на подготовку и переподготовку лиц, связанных с перевозкой опасных грузов. С целью повышения безопасности право на установление порядка выдачи таких разрешений будет находиться в компетенции правительства. В Законе же «О промышленной безопасности» закрепляется норма о том, что работникам, занятым на объектах со взрывными работами, выдается единая книжка взрывника. Это, безусловно, будет содействовать обеспечению контроля в данной сфере, а значит, и безопасности за счет исключения фактора неквалифицированных действий в столь ответственном вопросе.

Среди новелл также стоит отметить исключение из компетенции ГАИ полномочий по согласованию маршрутов перевозки опасных грузов. Такой шаг обоснован по ряду позиций. Это и оптимизация работы органов внутренних дел, и согласование с международной практикой, и устранение лишних барьеров для бизнеса.

— Насколько учитывается мнение специалистов-практиков, в том числе предпринимателей, при подготовке законопроектов?

— Закон, о котором мы сейчас ведем речь, вызвал немалый интерес и у представителей реального сектора экономики. Так, нашей Постоянной комиссией по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи было запрошено мнение порядка 40 организаций различных сфер деятельности. Все мнения были приняты и отработаны в полной мере. При доработке законопроекта ко второму чтению мы уделили самое серьезное внимание всем замечаниям и предложениям, поступившим в том числе от ряда бизнес-объединений, организаций реального сектора экономики и сферы услуг, а также от граждан.

Так, нами совместно с Госпромнадзором было услышано мнение бизнеса, в частности, пиротехнической ассоциации «Пироиндустрия». Ранее для складов как пиротехники, так и взрывчатых веществ был установлен одинаковый норматив хранения взрывчатого вещества. Но в случае с пиротехническими изделиями не был учтен вес упаковки, что и создало правовую коллизию, которая была нами устранена.

Вместе с тем убран нижний порог вместимости складов хранения пиротехнических изделий, так как существующая редакция Закона «О промышленной безопасности» оставляет бесконтрольными склады хранения пиротехнических изделий вместимостью до 10 тонн, а это порядка двух тонн массовой доли опасного вещества, что создает потенциальную угрозу безопасности. Исключение нижнего порога позволит вывести из тени отдельные организации, занимающиеся обращением этих изделий, но не подлежащие государственному надзору в области промышленной безопасности. Под данное изменение не должны подпадать объекты торговли.

В завершение хочу подчеркнуть, что я как заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи всегда был и остаюсь открытым для любого конструктивного диалога со всеми заинтересованными в законотворчестве, ведь без этого хороший закон не напишешь.