Год народного единства Общество

Город не сразу строится: прошлись по болевым точкам Фаниполя с главой горисполкома

Городом Фаниполь стал в 1999 году, но наиболее бурный его рост пришелся на последнее десятилетие. Сегодня население спутника составляет 17,5 тысячи человек. Появляются многоквартирные жилые дома, возводимые в том числе частными застройщиками. Однако на развитие социальной инфраструктуры идут только бюджетные средства, так что здесь наблюдаются не столь быстрые темпы строительства. Поэтому вполне понятны претензии фанипольчан, которые они предъявляют руководству города и района. О болевых точках, ближайших планах и отдаленных перспективах мы поговорили с председателем Фанипольского горисполкома Владимиром Кореневичем.

О бюджете

– Жителям города нужно, в первую очередь, понимать, что свободная экономическая зона и даже агрокомбинат «Дзержинский» не входят в границы Фаниполя со всеми вытекающими в смысле наполнения городского бюджета последствиями. К нам относятся лишь «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт», «Белхим», «Белагросервис», организации «Дорстройиндустрии» и еще несколько менее крупных. Значит, говорить о налоговых реках, которые должны течь в Фаниполь, но попадают «в район», по меньшей мере, некорректно.

Городской бюджет сегодня у нас 335 тысяч. А зарабатываем мы на приватизации земельных участков (в этом году не было) или перепродаже изъятых наделов, чьи владельцы нарушили сроки строительства (в 2021-м таких было три). Все средства направлены на благоустройство города.

Минчанам, сознательно переехавшим в город районного подчинения, тоже не нужно ожидать и требовать столичных условий. Уровень комфорта проживания поступательно растет, но он не может полностью удовлетворить потребности людей, привыкших к другим условиям.

К слову, большая часть населения Фаниполя работает в Минске. Именно в столицу идут их подоходные налоги, там же совершается и основная часть товарооборота. Развитие же нашего города финансируется из бюджета самого Фаниполя и Дзержинского района, без участия Минска.

О дорогах

– В нынешнем году ремонтировали основные транспортные артерии города: улицы Комсомольскую, Янки Купалы, Якуба Коласа и частично Железнодорожную (после перекладки водопровода покрытие там будет восстановлено).

Просмотрели с ДРСУ №210 все улицы нашего города, определили фронт первоочередных работ на будущий год. Составили перечень из 16 улиц и трех проездов, которые начнем ремонтировать. Серьезные средства на развитие дорожной сети Фаниполя планируется выделить из бюджета района.

Не стоит забывать также о крупном проекте по реконструкции улицы Зеленой с переводом ее на четырехполосное движение. Таких масштабных работ в городе еще не осуществлялось.

В этом году, к сожалению, опаздываем с завершением благоустройства дворов на ул. Комсомольской, 7, 11, 13. Подрядчик не уложился в сроки сдачи другого объекта. Как только там завершатся работы, сразу переедет в Фаниполь. К слову, сегодня в неудовлетворительном состоянии находится порядка 20 дворовых территорий. Но одномоментно сделать все: подготовить проекты, пройти необходимые дальнейшие процедуры и капитально отремонтировать – невозможно. Поэтому объекты будем приводить в порядок постепенно, по нескольку в год, в зависимости от возраста постройки и ее состояния. Для информации: ремонт одной дворовой территории (с разработкой проекта) обходится в 126–150 тысяч.

О социальном строительстве

– Сегодня в Фаниполь вкладывается средств куда больше, чем, например, в Дзержинск, хотя он тоже город-спутник. Спустя три года после ввода в строй нового детского сада в Фаниполе начато строительство еще одного такого объекта (стоимостью около 11 млн рублей). К слову, в Дзержинске в последние годы был возведен лишь один садик. Также появится новая школа. И примет в своих стенах в полтора раза больше учащихся, чем планировалось изначально. Вместо 600 мест, которые все равно не смогли бы решить проблему переполненности классов в той же городской СШ №1, там будет учиться более тысячи детей. Такое решение потребовало разработки нового проекта, выделения другого земельного участка (а это делается на уровне высшего руководства страны), процедуры внесения его в границы города и т. д. На это тоже требуется масса времени. Но школа однозначно будет! Опять же для сравнения: в Дзержинске последняя школа построена в начале 80-х годов.

Кроме того, Фаниполь получит и свой ФОК (за 13 миллионов). Проект комплекса прошел экспертизу, и сегодня проводится процедура по выбору подрядчика. Так что начало строительства уже не за горами. В любом случае, нужно понимать, что нельзя получить все и сразу. Создание проекта, его корректировка, заключение экспертизы, торги, выбор подрядчика – на это может уйти и год, и полтора.

Снова о воде

– В городе с 2018 года реализуется масштабный проект по строительству инженерных сетей в растущем микрорайоне (ул. Зеленая). Они обойдутся бюджету примерно в 30 млн. Это огромные деньги, но данные сети открывают широкие перспективы дальнейшего развития города. Среди них и новая система водопровода. Для города снабжение водой было серьезной проблемой. Маленький диаметр изношенных труб не позволял поднять давление до нужных параметров. Соответственно на верхних этажах домов был низкий напор. А как только давление поднимали, происходили порывы.

Мы уже полностью переложили водопровод на ул. Комсомольской. В этом году меняется 1400 погонных метров трубы на проблемной улице Железнодорожной (с увеличением диаметра, что улучшит пропускную способность). Еще 720 метров делается на ул. Заводской. Кроме того, в будущем году мы намерены переложить улицы Космонавтов и Чапского, где также трубы серьезно изношены, что ведет к регулярным порывам. В придачу к вышеупомянутому запланировано строительство двух новых скважин и дополнительного резервуара на 2000 кубометров воды. Шести имеющихся скважин не хватало, чтобы компенсировать потребление воды городом. Все это поможет решить проблему с водоснабжением города как в периоды повышенного разбора воды, так и во время аварийных отключений.

Средства районного и фанипольского бюджетов (около 1,2 млн) выделялись на перекладку напорных коллекторов на очистные сооружения для канализации. Банк развития обещал около 9,5 млн на реконструкцию двух КНС и самих очистных сооружений. К сожалению, решение вопроса затянулось. По последней информации, банк все же выделит нам эти деньги на следующий год, и тогда начнется строительство новых очистных сооружений.

О транспорте

– Не секрет, что многие жители Фаниполя работают в Минске, поэтому и возникают вопросы о транспортном сообщении со столицей. В дополнение к ныне действующим маршрутным такси (они ходят с интервалом всего в 4 минуты), мы разработали автобусный маршрут Фаниполь – Минск, под него был закуплен автобус. Однако серьезные кадровые проблемы в автопарке №15 не позволяют нормально функционировать этому маршруту. Проблема сегодня только в нехватке водителей.

К слову, по запросам наших жителей, мы прорабатывали возможность открытия внутреннего маршрута в промышленную зону. Вместе со специалистами Минтранса подготовили схему движения. Однако тестовый режим показал, что он не востребован населением: ездили буквально несколько человек.

Третий путь для скоростных электричек на Минск и обратно до сих находится на стадии проектирования. Такой дорогостоящий объект должен быть востребованным, чтобы окупиться. Но его время, видимо, еще не пришло. Правда, сейчас разрабатывается проект новой железнодорожной станции в Фаниполе. Процесс этот очень скрупулезный, требующий массы длительных по срокам изыскательских работ и учета огромного количества нюансов. Объект в высшей степени ответственный. Начало строительства запланировано на 2023 год.

О благоустройстве

Конечно, мы все хотим, чтобы растущий Фаниполь приобретал и приятный эстетический вид. Архитектор Петр Юрченко по личной инициативе разработал основу проекта по благоустройству лесопарковой зоны. Решение очень красивое и интересное, но стоимость его примерно 4 млн. Там заложены зоны для отдыха с детьми, спортивные площадки, фонтан и даже «городской огород». Мы направили данный проект на республиканский конкурс, но деньги, конечно, очень серьезные. В любом случае, возьмем его как минимум за основу для целенаправленной работы.

Совсем недавно построили спортивную воркаут-площадку, которая обошлась примерно в 72 тысячи рублей. Также закупаются 4 детские игровые площадки (самая дешевая – порядка 12 тысяч). Все это делаем, в том числе, и по просьбам местных жителей.

В целом хочу отметить, что местные и районные власти видят болевые точки в развитии Фаниполя и стараются оперативно решать возникающие проблемы. Но не все вопросы можно снять в одночасье: на целый ряд изменений необходимо время (иногда достаточно продолжительное) и деньги (порой очень большие). Действуя постепенно, с учетом возникающих нюансов, мы вместе сможем построить именно такой город, какой хотим.