Топ-новости

Холодная волна: в какой очередности и для чего будут перекрывать горячую воду этим летом

Уже c понедельника в районе начнутся плановые отключения горячей воды. Связанные с этим неудобства выпадут на долю жильцов многоквартирных домов, подключенных к центральному теплоснабжению. При отсутствии форс-мажоров максимальный срок остановки котельных не превысит 13 дней. Зачем это делают каждый год и почему без таких холодных пауз в водоснабжении никак не обойтись, поинтересовались у заместителя директора Дзержинского ЖКХ Виталия Позняка.

Перерывы в подаче горячей воды летом — необходимость объективная. И в обозримом будущем возможности избежать ее не предвидится. Для этого понадобится как минимум капитальное переустройство всей системы водо- и теплоснабжения, что само по себе не решается одномоментно, поскольку требует масштабных финансовых вложений. Зато сроки отключений жилфонда от благ цивилизации постепенно сокращаются. Когда-то без горячей воды в июне-августе сидели и до месяца, сегодня терпят меньше двух недель.

— Как правило, установленного времени достаточно, чтобы провести необходимые профилактические работы и подготовить систему к очередному отопительному сезону, — поясняет Виталий Позняк. — Процедуры стандартные: осмотр и устранение повреждений сетей, замена на отдельных участках запорной арматуры, техническая диагностика и ремонт котельного оборудования. И все это — только при условии полной остановки теплоисточника.


В идеале на время отключения горячей воды коммунальники проводят перерасчет тарифа. Но на всякий случай, если в квартире установлены счетчики, лучше перекрыть «теплый» стояк на все время профилактики. Иначе за холодную воду, которая льется из открытого по привычке крана, могут выставить такой же счет, как за горячую.


На объектах трудятся целыми бригадами. Задача — не только качественно «прогнать» весь цикл планово-предупредительного ремонта, но и максимально сократить вынужденный перерыв в горячем водоснабжении. Сэкономить стараются не только на сутках, но и на затратах. Ведь ежегодная подготовка к холодам — удовольствие не из дешевых.

— В этом сезоне, например, запланированы работы по химической промывке котлов в Дзержинске, Фаниполе и Станьково. В предыдущие годы мы привлекали для этого подрядную организацию. Претензий к ним никаких — качественно, профессионально, быстро. Но… Услуга эта довольно дорогостоящая, особенно для оборудования таких объемов, как наше. Поэтому сейчас попробуем сделать химпромывку сами. Необходимое оборудование уже заказали, заканчиваем его комплектовать. Установка переносная, думаю, особых сложностей с ее освоением не будет. Тем более что в ней используются реагенты, а не опасные кислоты. Да и в самой технологии нет ничего сложного. А сэкономленные за счет этого средства можно будет направить на другие тепловые нужды.

И таких, кстати, немало. С ситуациями, когда без тепла и горячей воды в холодную пору остаются целые улицы, коммунальники сталкиваются нередко. Проблема появляется буквально из-под земли, называется «порыв трубопровода» и звучит уже скорее как диагноз. Почему же прохудившийся участок нельзя обнаружить заранее и упредить аварию на стадии профилактики в межотопительный период?


— Одна из причин нынешних аварий на теплосетях — заводской брак трубы. Обнаружить его можно только «просветив» всю сеть. А это очень и очень недешево, — поясняет Виталий Позняк. — Конечно, мы проводим все необходимые испытания — гидравлику, промывку — и, как правило, трубопроводы их выдерживают. А вот проверку на прочность в сезон, к сожалению, — не всегда.


В основном свой срок, прописанный по заводским документам, не отлеживают именно новые трубы. Вместо 35 лет они начинают создавать проблемы уже на восьмой-десятый год эксплуатации. Зачастую порывы случаются также из-за нарушений при монтаже оборудования теплотрасс. Такие технические ошибки тоже нельзя увидеть сразу, их обнаруживают только при  непосредственном устранении порыва.

Но и старые теплосети латать до бесконечности невозможно. Проще, надежнее и дешевле все-таки заменять их на ПИ-трубы. Эти работы тоже включены в график подготовки к отопительному сезону и могут занимать разное время, влияя (будем надеяться, незначительно) на продолжительность отключения горячей воды на тех или иных улицах.


К слову, масштабные раскопки этим летом ожидаются и около центральной котельной Фаниполя. Специалисты ЖКХ будут демонтировать износившиеся трубопроводы от выведенных из эксплуатации старых котлов. Ремонтировать их уже нет смысла, как и пускать по ним сетевую воду (потери все равно неизбежны). Поэтому было принято решение убрать их вообще и запитать сеть по-другому. Опять же, без остановки теплоисточника это невозможно.


Поставят на паузу горячий режим и в центральной котельной Дзержинская. На сегодняшний день она обслуживает порядка двухсот потребителей, объектов — в два раза больше. Проще говоря, здесь нагревают воду для всего города, за исключением четырех улиц (они подключены к теплоисточнику №1 в районе Протасова). Мощность объекта не предельная. При необходимости запитать к нему можно еще порядка десяти многоквартирных домов — почти целый микрорайон.

В помещении, где установлено главное отопительное оборудование, довольно шумно. Мощные котлы посменно работают 24/7 круглый год. Тишина если и наступает, то ненадолго. И только для профилактики. Последние два года вынужденные паузы не превышают десяти дней. Именно в такой срок местный персонал успевает провести все регламентные работы под грифом «ОЗП». Полная остановка оборудования при этом обязательна.

— Даже элементарный ремонт запорной арматуры трубопровода в работающем режиме провести практически невозможно, — поясняет начальник котельной Юрий Южик. — В тепловой сети циркулирует порядка 2000 «кубов» нагретой воды, из-за этого температура в подземных тепловых камерах довольно высокая. Находиться там в таких условиях небезопасно. Поэтому перед началом работ воду нужно слить и только потом можно приступать к осмотрам и устранениям неисправностей. В среднем на все про все уходит где-то неделя. Еще три-четыре дня — на разборку и очистку газового оборудования, снятие и поверку приборов (их здесь около ста пятидесяти). Параллельно производим осмотр котлов, обслуживаем насосную группу и так далее. Объемы, конечно, большие, но все одиннадцать специалистов стараются работать максимально качественно и оперативно, чтобы как можно скорее горячая вода вернулась в дома дзержинцев.

Конечно, одномоментно переустановить все оборудование централизованного теплоснабжения на современное и желательно не требующее остановки на профилактику невозможно. Но новые технологии в работу системы внедряются. И именно благодаря им удается максимально сокращать сроки плановых отключений ГВС. Две недели с кастрюлями и тазиками можно и пережить, чтобы целый год гарантированно наслаждаться теплой погодой в доме.


График планового отключения горячего водоснабжения в жилых домах