Меню

Койдановские евреи. Ч. 3. И придет народ наглый…

Потомки царя Давида правили Израилем на протяжении 400 лет. То было время процветания израильского народа – исполнения обещанных Богом благословений. И все же в Ветхом Завете этот этап описан как период упадка нравственности и зарождения идолопоклонства. Многие пророки того времени предупреждали израильтян о неизбежности проклятий Моисеевых, которые придут на их голову. Однако они не прислушались и были наказаны за такую беспечность. Совсем по-другому сложилась судьба жителей Иудейского царства.

После вавилонского плена, который длился 70 лет, иудеи, освобожденные персидским царем Киром, смогли снова вернуться на свою землю. Причем, в отличие от израильтян, рассеянных по территории Ассирии, колено Иудино оказалось более стойким к внешним угрозам. Его представители вернулись домой не только не сломленные духом, а наоборот, окрепшие в непрерывной борьбе с язычеством.

Вавилонское пленение стало для иудеев периодом национального и религиозного возрождения. Они с особым воодушевлением прислушивались к предсказаниям и утешениям своих пророков и пришли к выводу, что только в единстве и сплоченности смогут преодолеть все трудности, периодически преследовавшие их на жизненном пути. Эта вера не позволяла им впасть в отчаяние и придавала силы, заставлявшие их преодолевать все испытания.

Так у еврейского народа стал формироваться особый тип национального характера, который дал им возможность в последующие годы не только приспосабливаться к любой ситуации, но и выживать, сохраняя свою идентичность, культуру и традиции

В их самосознании настолько прочно укрепилась связь с родиной и Иерусалимом, что даже долгие годы вавилонского плена не смогли положить конец их национальной истории.

Организовано вернувшись на родную землю, иудеи, однако, не смогли создать свое собственное государство и на протяжении последующих 200 лет оставались провинцией в составе персидской империи. Они, прежде всего, восстановили разрушенный Храм (известный, как второй Храм) и сам город Иерусалим. К этому времени окончательные очертания пробрел иудаизм, ставший общенациональной религией. Письменные источники были собраны вместе и упорядочены, составив Пятикнижие Моисея (или Тору) – наиболее почитаемую в иудаизме часть Библии. В дальнейшем все социальные бедствия, выпадавшие на долю евреев, объяснялись отступлением от буквы этого Писания. Все это определило догматический характер иудаизма, в котором большое значение стало придаваться точному исполнению предписываемых Торой ритуалов.

Характерно, что руководители новой религиозной общины, борясь за чистоту своих рядов, так и не приняли в нее иудеев, не побывавших в плену, под предлогом их смешанности с иноверцами, почитавшими других богов.

Казалось, что мрачные предсказания Моисея закончились для его потомков, а их жизнь вновь налаживается. Но уже в 300-е годы до н. э. начались завоевательные походы Александра Македонского, завершившиеся разгромом персов, в результате чего образовалась новая могущественная империя, поглотившая Палестину. На ее просторах распространение получила новая цивилизация, получившая название эллинизма. Под ее влиянием в среду еврейского народа вновь стали проникать чуждые еврейскому народу обычаи и привычки, связанные с языческими верованиями, распущенностью нравов, погоней за низменными наслаждениями и тягой к роскоши.

Однако и на этот раз, под влиянием ортодоксальных священнослужителей, иудеи смогли отстоять чистоту веры своих предков. Но для этого им пришлось обособиться от внешнего мира и вести замкнутый образ жизни

Окружавшие их языческие народы с подозрением отнеслись к такому поведению евреев, обвинив их в колдовстве и магии. За евреями закрепилась недобрая слава как о людях, имевших связи с потусторонними силами. Эта молва вскоре превратила их в изгоев.

После распада империи Александра Македонского вся эта обширная территоррия поделилась на сатрапии. Палестина вновь, на правах провинции, вошла в состав царства Селевкидов. Постоянно зревший конфликт между иудеями и окружавшими их язычниками привел к тому, что в 169 году до н. э. войска Селевкидов вторглись в пределы Иудеи и захватили Иерусалим. По приказу царя Антиоха VI Эпифана Храм, национальная гордость еврейского народа, был разорен и осквернен. Эта была одна из первых попыток силой оружия заставить гордых иудеев отказаться от своей веры и согласиться на чуждый им религиозный культ. Однако эффект получился обратный, и жители Иерусалима, а затем и других городов взялись за оружие, чтобы изгнать осквернителей своей веры.

В глубокой древности иудеи считались не только великолепными музыкантами и отличными торговцами, но и одними из лучших воинов на Ближнем Востоке

Началась затяжная освободительная война под руководством Иуды Маккавея, завершившаяся победой евреев, которые вновь основали свое царство. В этот период часть иудеев, спасаясь от войны, перебралась в Александрию, столицу египетского государства Птоломеев, основав там крупную и процветающую еврейскую общину. По инициативе царя Птоломея II Филадельфа в 3 веке до н. э. был создан греческий перевод Ветхого Завета («Септуагинта»).

Но свобода, завоеванная в кровопролитной войне, оказалась недолговечной. Началось возвышение Древнего Рима, который стал претендовать на мировое господство. В 63 году до н. э. римские войска под командованием консула Помпея, окончательно сокрушив Понт, захватили царство Селевкидов, а затем под их контроль перешло и Иудейское царство.

В период правления Ирода Великого вся территория Иудеи окончательно перешла в управление римлян, что привело к росту напряжения между местным населением и имперской администрацией, а затем вылилось в кровопролитную Иудейскую войну. Но силы оказались неравными, в результате Иерусалим, а вместе с ним и Храм, были разрушены. Иудея потеряла остатки автономии, а на месте разрушенной столицы был разбит лагерь X римского легиона.

В 6 году нашей эры римский намесник Квириний решил произвести перепись населения и имущества Иудеи, чтобы определить размер налога Риму. Но еврейский народ всегда отрицательно относился ко всякой переписи населения, считая ее грехом, за который еще во времена царя Давида на страну обрушился мор. В разгар праздника Шавуот, когда в Иерусалим прибыли десятки тысяч паломников, разразилось восстание против римского гарнизона. Ценой неимоверных усилий командующий римскими легионами Квинтилий Вар подавил это восстание, утопив его в крови. Около 2000 человек было распято на крестах.

Но Великая Иудейская война продолжала разрастаться, и страна в ходе непрерывных сражений с римскими легионами окончательно была разорена. На подавление восставших была брошена огромная армия. В июле 67 года римляне, после тяжелейшей 47-дневной осады взяли крепость Иотапату, а в конце апреля 70 года окончательно пал Иерусалим. Последней была крепость Масада, расположенная у юго-западного побережья Мертвого моря. С ее падением завершился последний акт великой трагедии еврейского народа.

За время борьбы с Римом погибло 1 миллион 680 тысяч человек и 97 тысяч попали в плен. Так началось второе пленение иудеев, которых стали расселять по всей территории Римской империи. Ее размеры были столь велики, что они оказались разбросанными по всей Европе

Так исполнилось предсказание еврейскому народу, записанное во Второзаконии, или «Пятой книге Моисея» Ветхого Завета: «И пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли… народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши… и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, во всей земле твоей. И рассеет тебя Господь [Бог твой] по всем народам, от края земли до края земли».

 Продолжение следует

       Виктор УРАНОВ

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59