Топ-новости

Новые решения старых проблем: на диалоговой площадке в редакции обсуждали актуальные вопросы благоустройства

Когда наконец преобразится печально известная улица Омельянюка, можно ли оперативно решить проблемы с переполненными парковками во дворах, куда девать не бытовой мусор, реально ли своими силами обустроить зоны отдыха в сельской местности и как скоро у Дзержинска появится свое узнаваемое лицо? На эти и другие актуальные вопросы, поступившие в редакцию от жителей региона, отвечали заместитель председателя Дзержинского райисполкома Алексей Свирский, генеральный директор УП «Дзержинское ЖКХ» Дмитрий Чижевский и председатель Фанипольского сельского исполкома Владимир Лобоч.

Дороги, которые нас выбивают

Эпопея с Омельянюка…

Эта улица давно стала местной достопримечательностью. Ее аттракционы «добрым словом» не поминал разве что ленивый. А она неизменно отвечала взаимностью, подкидывая на ухабах движущиеся к железнодорожному переезду авто. Частично проблему пытались сглаживать ямочным ремонтом. Но мера эта не радикальная: при такой интенсивности движения на участке спасала только на время.

В нынешнем году, как утверждают местные власти, дорожная эпопея закончится долгожданной развязкой. По словам заместителя председателя райисполкома Алексея Свирского, часть улицы Омельянюка включили в план текущего ремонта. На участке от Фурманова до Минской уложат новый асфальт и обустроят тротуар, а отрезок от перекрестка до железнодорожного переезда отойдет в ведение «Минскоблдорстроя» (в рамках подъезда к существующей базе ДРСУ-210). Завершается оформление всех необходимых для передачи документов, дорожники готовят данные для внесения соответствующих изменений в титульные списки. Чем оперативнее они это сделают, тем быстрее начнутся приводить в порядок свою часть улицы. В планах — асфальтовое покрытие «с нуля», пешеходная дорожка и освещение. Пока же самыми критичными участками здесь займутся работники ЖКХ — проведут ямочный ремонт.

…классика Пушкина

Звучали вопросы и по поводу улицы Пушкина. Для любителей дорожного экстрима она, конечно, самое то. Но для всех остальных – сущее наказание. Кто виноват и что делать – пояснил генеральный директор Дзержинского ЖКХ Дмитрий Чижевский.

– Текущий ремонт на этом отрезке дорожной сети нецелесообразен, – отмечает руководитель. – Улица находится в так называемой низине. Выше расположена 1-я Ленинская. Оттуда в этот «карман» во время таяния снегов и при дождливой погоде сходит вся вода. Положишь асфальт, а через два года снова понадобится ремонт. Выход один: капитальная реконструкция с обустройством ливневой канализации.

Такое же мнение и у Алексея Свирского. Он подтвердил, что работы на Пушкина будут проводиться. Правда, не в 2021-м. Для начала нужно разработать проект и рассчитать финансовые затраты. Объективно этот участок нуждается в ремонте, но бросать деньги, что называется, в воду, нельзя. 

…и страсти по Макавчицам

Есть в городе и другие улицы, требующие особого внимания. Их включают в планы в порядке очередности. Приоритет же отдают районам, где асфальт вообще отсутствует. Обращения жителей Макавчиц прокомментировал Алексей Свирский:

– Людей интересует, почему РИЗ СШ №4 благоустраивают раньше, чем улицы более ранней застройки – Парковую, Солнечную, Кооперативную, Весеннюю. Неужели они так и останутся не у дел? Нет, никто про них не забыл. В первоочередной список РИЗ попал не случайно и не «по блату», как некоторые считают. Дело в том, что он формировался в 2009 году, после вступления в силу Указа №72, в соответствии с которым земельные участки для индивидуалов должны были предоставляться с уже обустроенными коммуникациями, в том числе дорогами. По проекту там предусмотрели водо-, газо-, электроснабжение и асфальтовые улицы. Но по ходу дела минимальные уровни в отношении инженерных сетей были откорректированы. Когда дошла очередь до дорог, оказалось, что финансирование предусмотрено только для гравийных. А мы готовили дорожное покрытие под асфальт (это даже дорогой нельзя назвать, скорее, «полугравийкой»). И когда нам предложили вариант для финансового решения вопросов с такими улицами, мы им воспользовались в отношении РИЗ СШ №4, потому что у нас по этому участку уже существовал проект.

Да, участки в других районах Макавчиц формировались раньше, но выделялись они до вступления в силу вышеупомянутого указа. Тогда все обязательства по 100-процентному участию в обустройстве инженерных сетей возлагались на застройщиков. Где-то каким-то способом собственники проводили себе воду, газ, электричество, а вот дороги там никто не строил. Соответственно, и проектов никаких не разрабатывалось. А без этого финансирование как получить? Поэтому пока доделываем РИЗ, потом решим вопрос с остальными улицами. Вечно «месить грязь» там никто не будет.

Горожане стараются обратить внимание властей на состояние дороги на улице Фурманова (участок от «Евроопта» до пересечения с Чкалова). Но и в этом году проблему решить не удастся. Движение на отрезке не такое интенсивное, как, например, на Омельянюка, поэтому в список первоочередных его пока не включили

Бытовой мусор – под землю, а древесные отходы – туда же?

Хочешь жить в чистом городе – не мусори. Казалось бы, простое правило. Но, видимо, не для всех. И действует оно не всегда. Особенно остро проблема утилизации отходов стоит в микрорайонах многоквартирной застройки.

Заваленные «левым» хламом площадки ТБО, переполненные контейнеры и стихийные свалки рядом с ними явление здесь нередкое

Что с этим можно сделать, мы уже рассказывали на страницах газеты. Осенью 2020-го главный инженер ЖКХ анонсировал появление больших заглубленных мусорных контейнеров в крупных жилых массивах Дзержинска и Фаниполя. Но… Вот и первый квартал 2021 года, а о них ничего не слышно. Горожане волнуются: неужели проект свернули?

– Нет, все остается в силе, – подтвердил Дмитрий Чижевский. – Уже готовы документы для покупки таких подземных систем для сбора ТБО. Пока их будет только двадцать пять, поскольку это удовольствие не из дешевых (в комплекте приобретается специальный мусоровоз, стоимость которого эквивалентна стоимости двух обычных).

В первую очередь новшество испытают жители микрорайонов Родники, Железнодорожный и домов по улице Шарко. Там контейнеры под землей появятся уже летом. Для Фаниполя будут приобретать отдельный комплект: предварительные суммы затрат и места возможной установки заглубленных систем уже определены.

Поднимался вопрос об обращении с отходами и в сельской местности. В частности, жителей деревень интересовало, по какому принципу распределяются индивидуальные мусорные контейнеры для подворий. Ответ ЖКХ: сначала обеспечивают населенные пункты, в том числе отдаленные, где убрали площадки общего пользования. Потом – по заявкам остальных желающих. Заказать и забрать контейнеры при их наличии можно самостоятельно после обращения в коммунальную службу. Жителям частного сектора в черте города их пока массово не предлагают. Рекомендуют собирать отходы в пакеты и выставлять за границы участка. Мусоровозы объезжают улицы индивидуальной застройки регулярно, в соответствии с утвержденными графиками и по установленным маршрутам. Так что свалки у заборов – явление редкое.

– Но это если речь идет о ТКО… А вот в отношении древесных отходов ситуация несколько иная, – подключается к разговору председатель Фанипольского сельсовета Владимир Лобоч. – В прошлом году МЧС разрешило сжигать листву и обрезанные ветки на участке. Сегодня экологи запрещают это делать. Знаю, что обязательство по утилизации этого вида мусора возложили на ЖКХ. Но водители мусоровозов эти отходы игнорируют и намеренно не забирают. Как поступать в этом случае людям?

– Пока на свое усмотрение, – говорит Дмитрий Чижевский. – Можно использовать для растопки либо укладывать в компостную яму. Пока мы не отведем под них специальную площадку, принимать не имеем права. Все документы по данному вопросу – на утверждении в «Белгипроземе». Как только получим разрешение, наладим эту работу.

Виртуозы парковки: когда в границах двора реально тесно

Переполненные контейнеры не единственная проблема густонаселенных дворов. Вторая по степени раздражительности – стихийные парковки. В районах старой застройки места не хватает катастрофически: ставить авто умудряются на тротуарах, зеленых зонах и перед площадками ТБО. Это, безусловно, создает неудобства для машин экстренных и коммунальных служб.

А порой на парковках «забывают» и вот такой, реально непригодный для езды транспорт (которые между прочим тоже занимает часть придворовой территории!).

Спрашивается: как тут быть?

– Весь автометаллолом с парковок убирает ЖКХ по представлению ГАИ, – поясняет Алексей Свирский. – Нужно лишь сообщить о том, что он есть во дворе. А вот увеличение количества машиномест возможно только в рамках запланированного капитального ремонта придомовой территории. Текущий предусматривает только укладку нового асфальта в пределах имеющихся бортовых камней. К тому же на любое изменение нужен проект. Делать его только на часть двора затратно. Даже простое расширение парковочной зоны за счет неиспользуемых «островков» – это уже реконструкция. И нужно учитывать, что под ними могут проходить инженерные сети. Таким образом, организовать дополнительное пространства для автомобилей получится только в рамках комплексных ремонтных работ.

Городской ребрендинг: какие идеи?

Под сенью парковых аллей…

Дзержинску более 800 лет. У города богатая история и уникальная география. Но при этом у него нет узнаваемого и самобытного облика, сетуют горожане. Все сходятся во мнении: городской среде нужен нетривиальный дизайнерский «мейкап». Новые архитектурные формы, интересные идеи для ландшафта, оригинальное композиционное решение на въезде и другие культурные фишки – вот чего реально не хватает, когда гуляешь по центру. И ведь никто не просит дорогостоящих изысков. Грамотное и продуманное благоустройство может быть бюджетным.

С этим согласились и участники тематического диалога. Подробнее о планах в данном направлении рассказал Алексей Свирский.

– У нас уже готов предварительный проект по обустройству парковой зоны за исполкомом, – отметил он. – Оборудуем тротуарные дорожки. Подумаем об установке архитектурных элементов. Работы, кстати, начнем уже завтра, на субботнике.

Существуют определенные планы в отношении озера за больницей и расположенной рядом лесопарковой зоны. Вопрос этот на контроле. Но окончательного решения пока нет. Здесь нужен комплексный подход и грамотно продуманные проект, чтобы была возможность включить его в инвестпрограмму.

Каких-то глобальных изменений в центральном парке пока не планируем. В летний сезон возможно организуем там дополнительные места для торговли прохладительными напитками, сахарной ватой, мороженым, например.

Будем прорабатывать вопрос о создании скульптурных композиций для украшения города в зонах массового отдыха жителей и в главных «проездных» точках, которые на виду.

Кстати, о том что «на виду»… В городской черте есть два долгостроя. В настоящее время на их территории не ведется никаких работ. Горожане интересуются, кому они принадлежат и что там панируют делать? Отвечаем.  Тот, что в конце микрорайона Родники, принадлежит ОАО «Дарида-Маркет», владельцем другого (расположен в так называемом «треугольнике» за кольцевой) является ОАО «СЦ Веста». На месте первого скоро начнется строительство торгового объекта. Второй пока законсервирован, и срок его консервации еще не истек

Частный сектор «под линеечку» с домиками «под копирку»…

Некоторые спрашивают: возможно ли в наших реалиях установить дресс-код в индивидуальном строительстве? Чтобы каждый из застройщиков придерживался определенных правил во внешнем оформлении своего домовладения.

Специалисты отвечают: законодательно обязать собственника возводить дом, забор определенных высоты, формы и цвета нельзя. Это больше применимо к новым районам многоэтажной застройки, которые строятся инвесторами по типовым проектам. К индивидуальным домам подобное неприменимо. Главное, следовать требованиям технических норм, а дизайнерские изыски – личное право хозяев. Заставить их строить жилье «под линеечку» не получится. Да и как в этом случае поступить с уже существующим частным сектором? Не сносить же! Поэтому здесь каждый действует в меру своей фантазии, которая законом не ограничена.

А вот о необходимости сноса старого кладбища в центре города поговаривают. И по действующему законодательству препятствий этому нет, поскольку последнему захоронению здесь уже больше тридцати лет. В свое время шел разговор о благоустройстве этого места и установке памятной стелы с фамилиями тех, кого тогда не перезахоронили. Но несколько родственников усопших высказались против этой инициативы. В связи с их обращениями работы на объекте были приостановлены. И сегодня вопрос остается открытым. Возможный выход из этой ситуации в исполкоме еще рассматривается с учетом интересов всех сторон.

Личный вклад в общее дело: как это работает

Нет никаких законодательных препон и для того, чтобы самолично принимать участие в благоустройстве города и населенных пунктов. Любые инициативы местные власти готовы рассматривать и обсуждать.

– Недавно поступило предложение от граждан навести порядок в районе озера Дягильно, – говорит Алексей Свирский. – Мы поддерживаем. Готовы со своей стороны выделить людей. Но и участие общественности приветствуется. Это ведь наш общий дом, а значит, наше общее дело. Впереди районный субботник, и мы предлагаем жителям деревни подключиться к работам на прибрежной территории водоема. Думаю, это и в их интересах.

В подобных ситуациях, подчеркивает Владимир Лобоч, вспоминается известная поговорка о том, что один в поле не воин. Как председатель крупного сельсовета он часто слышит от местных жителей жалобы по поводу отсутствия в больших деревнях и поселках элементарных зон отдыха. Но есть пустующие участки для их обустройства. Изыскать ресурсы для создания каких-то объектов из бюджетных средств проблемно. Зато есть другой вариант. При желании люди сообща могут воплотить свои идеи в жизнь.

– В деревне Холма, например, сельчане просят организовать мини-стадион с детской оздоровительной площадкой. Я готов пойти им навстречу, предоставить для этого землю. Но напрямую выделить его кому-то одному  не могу. Выход простой: люди создают производственный кооператив со своим счетом и бухгалтерией. Готовят, согласовывают проектную документацию и после получения соответствующих разрешений начинают строительство. И тогда в деревне появляется свой спортобъект, а члены кооператива, как собственники, содержат его и следят за порядком.

Такой же принцип вполне применим и в вопросе дорог. Людям ведь никто не запрещает по закону инициировать их строительство в своем населенном пункте. И при этом вкладывать в общее дело личные средства. Ведь создается это для себя. Так что все возможно – было бы желание! Да и практика такая уже имеется.

Жаль только, что в городе подобная схема не прокатит. Не те условия. По словам Алексея Свирского, реально сработать она может только в малых населенных пунктах, где, как правило, все свои. В райцентре же народу много, практически все улицы транзитные. Сделаешь участок вроде как для себя, а ездить по нему будут и местные, и чужие. И шлагбаум ведь не поставишь.

Поэтому для горожан, которые хотят видеть свою малую родину уютной, комфотной и красивой, совет один: бережно относиться к тому, что уже есть, и помогать решать вопросы благоустройства не только словом, но по возможности и делом, вместе создавая то, чего городу еще не хватает. Благо идей в этом отношении предостаточно.