Актуально

О мерах по борьбе с коррупцией в Минской области

Коррупция является одной из наиболее острых проблем, которые существуют в обществе. Она ущемляет права и интересы граждан, подрывает их доверие к власти, дестабилизирует экономику, оказывает разрушительное влияние на правопорядок в стране.

Проблема борьбы с коррупцией требует особого и постоянного внимания со стороны государства, является одним из приоритетных направлений в деятельности правоохранительных органов, в том числе Минской области.

Принимаемые меры направлены как на выявление и пресечение коррупционных преступлений и правонарушений, так и на профилактику их совершения.

За 9 месяцев 2021 года на территории области органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, выявлено 131 коррупционное преступление.

Структура коррупционных преступлений в январе-сентябре 2021 года:

Статья УК РБ 210 235 424 425 426 429 430 431 432 455 Всего
9 мес. 2021 г. 85 5 2 30 9 131

Основное количество в структуре выявленных преступлений составляют преступления, предусмотренные ст.210 УК (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями) и ст.430 УК (получение взятки).

К уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений привлечено 64 лица.

Важнейшей и определяющей составляющей экономического эффекта, по которой в целом оценивается работа правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности, является возмещение причиненного преступными посягательствами ущерба.

Размер ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, составил 531 800,23 рублей, из них возмещено 387 457,30 рублей, или 73,0%.

Наибольшее количество преступлений, содержащих признаки коррупции, зарегистрировано на территории Минского (32), Борисовского (24), Дзержинского (12) и Пуховичского (10) районов.

Основные сферы экономической деятельности, в которых в 2020 году выявлены коррупционные преступления представлены на диаграмме.

Как ранее было отмечено наиболее распространёнными видами коррупционных преступлений являются хищения путем злоупотребления служебными полномочиями (85) и взяточничество (30).

В частности, судом Минского района 08.04.2021 осужден по ч. 3 ст.424, ч.З ст.430 УК Республики Беларусь директор Копыльского филиала ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» Горбач Иван Викторович к лишению свободы на срок на 7 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях усиленного режима, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно­хозяйственных обязанностей, на срок 5 лет.

Установлено, что Горбач И.В., работая в должности директора Копыльского филиала ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат», являясь должностным лицом, уполномоченным на выполнение организационно­распорядительных функций, в обязанности которого входило заключение договоров от имени филиала, исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, из личной корыстной заинтересованности, в период времени с августа по декабрь 2018 года получил от представителя ОДО «Нерисстрой» Баранова С.В. в качестве незаконного вознаграждения (взятки) оплачиваемую услугу по изготовлению и установке кухонного набора мебели по индивидуальному заказу со встраиваемой бытовой техникой в своем доме на общую сумму 22 333,67 рублей, т.е. в крупном размере, за благоприятное решение вопроса по заключению договоров строительного подряда с ОДО «Нерисстрой» на выполнение строительно-монтажных работ на территории филиала, а также за заключение в будущем аналогичных договоров по реконструкции (ремонту) объектов филиала.

Судом Вилейского района 11.03.2021 осужден по ч.чЛ и 2 ст.430 УК Республики Беларусь главный специалист северного регионального сектора Минского областного управления мелиорации и технического надзора ТПО «Белмелиоводхоз» Дашкевич Олег Вячеславович к лишению свободы на срок 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях усиленного режима, со штрафом в размере 300 б.в., в сумме 8 700 руб., с лишением права занимать должности, связанные с выполнением юридически значимых действий на срок 4 года.

Установлено, что Дашкевич О.В., являясь должностным лицом, исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, в период с сентября 2018 года по сентябрь 2020 года неоднократно (в ходе предварительного расследования установлено 5 фактов) получал от должностных лиц организаций материальные ценности за подписание актов о выполнении строительных работ при реконструкции мелиоративных систем.

Подавляющее большинство хищений совершено руководителями, их заместителями, главными инженерами и главными бухгалтерами организаций, в том числе частной формы собственности.

Предметом хищения, как правило, являлись: топливо, строительные и иные материалы, запчасти к технике, денежные средства.

Органами прокуратуры систематически проводятся проверки исполнения требований антикоррупционного законодательства в государственных органах, организациях. Так, за 9 месяцев т.г. органами прокуратуры Минской области проведено 96 проверок исполнения антикоррупционного законодательства. Количественные результаты проведенных проверок представлены на диаграмме.

По результатам прокурорских проверок соблюдения законодательства о борьбе с коррупцией возбуждено 5 уголовных дел.

Например, по результатам проведенной прокуратурой Любанского района проверки соблюдения законодательства о борьбе е коррупцией в сельскохозяйственном филиале «Городятичи» ОАО «Любанский райагросервис» 22.03.2021 прокурором района возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.210 УК Республики Беларусь в отношении директора указанного филиала Добровольского Николая Евгеньевича.

Установлено, что Добровольский Н.Е., работая директором филиала, являясь должностным лицом, действуя группой лиц по предварительному сговору со своей супругой Добровольской Л.Л., работающей осеменатором данной организации, в период времени с июня по сентябрь 2020 года с целью хищения денежных средств давал незаконные указания подчиненным работникам о внесении недостоверных сведений в табеля учета рабочего времени и начисления заработной платы за вышеуказанный период по факту искусственного осеменения Добровольской Л.Л. 79 голов крупного рогатого скота, и таким образом завладел совместно с Добровольской Л.Л. денежными средствами в сумме 790,0 руб., чем причинил ущерб вышеуказанному предприятию на данную сумму

Судом Любанского района 14.07.2021 Добровольский Н.Е. осужден по ч.2 ст.210 УК Республики Беларусь, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на два года со штрафом в размере 100 б.в., что составляет 2900 рублей, с лишением права занимать должности связанные с организационно-распорядительной и административно-хозяйственной деятельностью сроком на 5 лет; применена отсрочка исполнения основного назначенного наказания в виде лишения свободы сроком на два года.

В указанном периоде прокуратурой Минской области, горрайпрокурорами выявлялись следующие категории нарушений антикоррупционного законодательства.

Выявлено правонарушений: Количество
антикоррупционных ограничений (ст.ет. 17-20 Закона Республик Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон) 61
связанных с конфликтом интересов (ст. 21 Закона) 28
создающих условия для коррупции (ст.25 Закона) 155
коррупционных (ст.37 Закона) 18
связанных с декларированием доходов и имущества (гл.4 Закона) 89

Например, прокуратурой области в ходе осуществления надзорной деятельности выявлены нарушения антикоррупционных ограничений государственными должностными лицами ряда сельскохозяйственных организаций области в виде нарушения запрета на принятие имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей (абз. 9 ч. 1 ст.17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»). Установлено, что руководители и главные агрономы сельхозорганизаций Копыльского, Пуховичского, Слуцкого, Солигорского и Узденского районов исключительно в связи с выполнением служебных (трудовых) обязанностей по выращиванию сахарной свеклы незаконно получали денежные средства в виде премий от ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат».

В соответствии с требованиями ст.40 Закона о борьбе с коррупцией 51 лицо привлечено к материальной ответственности, в республиканский бюджет перечислены денежные средства на общую сумму 86 658,00 руб.

Не всегда реализуются на практике требования антикоррупционного законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов (ситуации, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе)).

Так, руководители ряда государственных организаций принимали на работу супругов и близких родственников. В отношение последних разрешали вопросы о размере и выплате премий, надбавок, материальной помощи, применения мер дисциплинарного взыскания и т.д. В то же время письменное уведомление о возможности возникновения конфликта интересов в адрес вышестоящего руководства, последними не направлялось. Как следствие, предусмотренные законодательством меры, направленные на разграничение личных и служебных интересов, приняты не были.

Наиболее распространенным правонарушением, создающим условия для коррупции, является нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок.

Нарушения требований антикоррупционного законодательства в сфере декларирования доходов и имущества допускаются работниками кадровой службы, а также лицами, обязанными предоставлять декларации.

В первом случае, не соблюдаются установленные требования при приеме и проверке декларации. Лица, предоставляющие декларации, зачастую неполно указывают сведения о доходах и имуществе, подлежащих декларированию (сумму вырученных средств от продажи имущества, размер полученных доходов не по основному месту работы, доли в праве собственности на недвижимое имущество и т.д.).