Актуально

С прогрессом на «ты»: педагог Елена Протас рассказала об использовании Интернета в помощь образованию

Информационные технологии настолько плотно укоренились в нашей жизни, что без них мы уже начинаем чувствовать легкий дискомфорт. Каждый день многие из нас листают ленту Instagram, проверяют «личку» в Viber и What’s App, читают новостные каналы в Telegram. Пандемия COVID-19 еще в прошлом году показала востребованность таких ресурсов и в сфере образования. Опытом использования информационных технологий в процессе обучения поделилась опытный педагог-новатор Елена Протас.

– Елена Эдуардовна, на педагогической ниве у вас немало достижений. Вдобавок вы решили обратить внимание на образовательный потенциал таких технологий, которые, на первый взгляд, можно использовать лишь для развлечения…

– В 2012 году я стала соавтором пособия «Практические задания по обществоведению». В этом же году на базе средней школы №1 г. Фаниполя был открыт районный ресурсный центр по обществоведению. Также мне удалось подготовить выпускника, который на централизованном тестировании по истории Беларуси набрал 100 баллов. Еще и призеры олимпиад всех уровней. В 2017 году вместе с коллегами на платформе Google+ разработали виртуальный ресурсный центр по обществоведению. Данный проект на областном этапе конкурса «It-мозаика» получил диплом второй степени. Кстати, именно с Google+ начался мой интерес к изучению технологий.


Елена Протас в 1986 году окончила МГПИ имени Максима Горького по специальности «учитель истории и обществоведения». По распределению приехала в Скирмантовскую среднюю школу. С 2002-го по 2019-й работала учителем истории и обществоведения в средней школе №1 г. Фаниполя. С 2019 года деятельность педагога-новатора продолжилась в учебном центре «100ЦТ».


– Какими интернет-ресурсами вы сегодня пользуетесь для обучения детей и что было самым сложным в их освоении?

– Платформы, на которых мы работаем, достаточно популярны и доступны: Viber, Signal, What’s App, Telegram, Google Meet, Google Class, Learning App. Самым же сложным было найти время для изучения всего этого. А еще очень непросто разобраться, где какую технологию использовать. Педагогу очень важно понимать достоинства и недостатки каждого ресурса, как и для чего лучше применять.

– Поде́литесь опытом использования приложений и информационных ресурсов?

– Конечно. Viber, Signal, What’s App хороши для организации дистанционного общения с учащимися. Создать там полноценное электронное пособие не получится, но для уточнения вопросов по графику занятий, по тематике домашнего задания все эти мессенджеры хороши. Если нужно проводить групповое занятие с учащимися, которые, к примеру, на карантине, то Google Meet вполне подойдет. Zoom не пользуюсь потому, что не переношу ограничения по времени. (Улыбается.) Когда же необходим полноценный курс дистанционного обучения, то добро пожаловать в Google Class. В LearningАpps есть прекрасные интерактивные приложения. А Telegram я сейчас активно изучаю. Там предоставлены отличные возможности для создания собственных образовательных ресурсов даже без навыков программирования. В ближайших планах – сделать свой Telegram-канал по истории Беларуси для сдающих ЦТ. Также с помощью молодых коллег хочу освоить такие сервисы, как Discord и Clubhouse.

– Не секрет, что наилучший результат в образовательном процессе достигается, когда налажен тесный контакт учитель –ученик – родитель. Как этот «триумвират» вписывается в практику использования образовательных IT-технологий?

– В первую очередь родители должны понимать, что представляет собой технология, применяемая педагогом в работе с учащимся. Зачастую они очень настороженно относятся к тому, что учитель использует те же Google-сервисы на занятиях и во внеурочное время. Поэтому важно сначала самим разобраться, как те же мессенджеры можно применять не только для развлечения, но и для учебы. И, конечно, необходимо поддерживать контакт с педагогом. Ведь всегда можно попросить объяснить выбор того или иного ресурса. А вообще, считаю, не стоит бояться нового, ведь великие географические открытия произошли потому, что люди рискнули отправиться навстречу неизведанному.

БЛИЦ в ТЕМУ. Что думают о дистанционном обучении

педагоги и учащиеся средней школы №1 г. Фаниполя?

Максим Дубина, учитель физики и математики:

– Главный довод в пользу «дистанта» – социальное дистанцирование. Каждый будний день в городские школы стекаются и взаимодействуют между собой сотни детей. С учетом того, что некоторые ребята способны переболеть бессимптомно, возникают условия для распространения вирусов. Дистанционное обучение позволило бы перекрыть для «короны» и гриппа эти возможности и, вероятно, несколько снизило бы прирост заразившихся. Но здесь необходимо выделить такие нюансы, как затратность организации процесса и необходимость высокого уровня самостоятельности учащихся. Кроме того, возрастает нагрузка на здоровье детей, так как зачастую отдыхать они предпочитают в тех же устройствах, которые будут использовать для учебы. И подобные нюансы нужно будет учитывать постоянно. Поэтому, я думаю, до конца «дистант» не сможет вытеснить живое обучение.

Лариса Атрощенко, учитель истории и обществоведения:

– Я считаю, что недостатков у дистанционного обучения больше, чем достоинств. Традиционное образование дает не просто высокий уровень знаний, но и учит логически мыслить, формирует культуру устной речи учащегося, что является основным элементом обучения истории и обществоведению. Дистанционное обучение же ограничивает развитие личности ребенка, сводит изучение истории к набору фактов и терминов. С ежедневным применением средств дистанционного обучения многократно увеличится нагрузка на здоровье детей, следствием чего станут проблемы со спиной и осанкой, ухудшение зрения. Поэтому я считаю, что классическое традиционное образование не может быть заменено дистанционным.

Ольга Ивановская, учащаяся 10 класса:

– Я положительно отношусь к идее создания полноценного дистанционного обучения. Лично для меня очень удобно иметь возможность обучаться в любом месте в любое время. Кроме того, мы будем постоянно заниматься саморазвитием – без этого элементарно не сможем пользоваться технологиями, которые применяются в дистанционном обучении. Также уменьшится количество мероприятий, не связанных с учебой напрямую. К примеру, классные часы станут более конструктивными, так как классному руководителю не нужно будет отвлекаться на решение вопросов с дисциплиной. А минусом такого варианта обучения для меня является увеличение сложности и объема заданий.

Полина Костеневич, учащаяся 10 класса:

– Мне очень нравится в дистанционном обучении удобство. Я могу взять планшет, телефон или ноутбук и в любое время в любом месте начать обучение. Конечно, понимаю, что это очень сложно организовать, но ведь помимо школы я могу заниматься просмотром учебных каналов в YouТube, слушать предметные подкасты и т. д. В условиях пандемии это самый безопасный вариант для здоровья.

Полина Якутович, учащаяся 10 класса:

– Для меня дистанционное обучение неприемлемо. На мой взгляд, такой способ помешает ученику социализироваться, научиться общаться с разными людьми. Мне как человеку, предпочитающему живое общение, это не нравится. Кроме того, не по всем предметам можно организовать успешное дистанционное обучение. Например, по физике и математике, которые требуют живого контакта с учителями и практики.