Актуально

С самого рождения: учитель-дефектолог поделилась развивающими лайфхаками

При появлении в семье ребенка, многие родители ждут не дождутся его скорейшего взросления, которое проявилось бы в самостоятельной ходьбе, внятной речи, сюжетных играх.
На самом же деле первый месяц жизни малыша таит в себе много важных деталей, которые, как ступеньки, выстраивают дорогу к полноценному развитию. Сегодня я расскажу, что должен уметь ребенок в 1 месяц, а также раскрою некоторые лайфхаки, которые простимулируют малыша к необходимым в этом возрасте действиям.

Наиболее важным в этом возрасте я считаю развитие двигательной сферы. В первый месяц от рождения особое внимание необходимо уделять подготовке ребенка к последующему самостоятельному удержанию головы. Это крайне важно, так как влияет не только на развитие мышц, но и на познавательную активность. Ведь если ребенок способен смотреть лишь прямо и фиксировать взгляд на предметах без поворота головы, это буквально «сужает кругозор» и нарушает гармоничность развития. Попробуйте посмотреть на мир через окошко диаметром 3-5 см, лежа и не поворачивая головы по сторонам. Не очень впечатляет, не правда ли?

Роль родителя в этом вопросе проста. Необходимо брать ребенка на руки, придавая ему вертикальное положение и одновременно придерживая голову, т.к. мышцы малыша еще не способны справиться с этим самостоятельно. Находясь в подобных условиях, ребенок инстинктивно сделает попытку поднять голову.

И раз речь зашла о движении, стоит упомянуть про моторику рук. Не спешите паниковать, если заметите, что ребенок произвольно подносит руку ко рту. В таком возрасте это даже полезно, ведь само собой стимулирует развитие моторики. Так как хватательный рефлекс появится несколько позже, на данном этапе можно привязать к руке ребенка воздушный шар, который, устремляясь вверх, будет стимулировать целенаправленное поднятие руки ребенка.

Развитие познавательной сферы – важный шаг на пути к гармоничному развитию. В кроватке, на расстоянии примерно 70 см над малышом, следует разместить в поле зрения ребенка крупную и яркую игрушку, которая, несомненно, станет предметом для рассматривания. Также игрушки, привлекающие внимание, можно расположить в разных местах комнаты, повесить на стену. Периодически их стоит менять или убирать вовсе, чтобы не «замыливать» взгляд ребенка.

Важный момент: игрушки должны располагаться чуть впереди, а не ровно над ребенком, для того чтобы он не привыкал все время запрокидывать голову.

Также при общении с ребенком следует знакомить его с яркими звучащими игрушками, такими как погремушки, колокольчик и т.п. Их звук должен быть мягким и не резким, чтобы не напугать младенца.

Немаловажно развитие сенсорной сферы, которая включает в себя зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. На данном этапе ребенок уже должен смотреть на маму, когда она с ним разговаривает, при этом открывая и закрывая рот, а также прослеживать горизонтальное движение объекта от середины поля зрения. Если малыш этого не делает, попробуйте сменить одежду на более яркую, накрасить губы яркой помадой, добавить объекту звучания. Это поможет привлечь внимание. При разговоре варьируйте тональность голоса, ведь для малыша она важнее слов.

Разговаривайте с ребенком, напевайте песни во время мытья, при одевании, кормлении и укачивании. Ведь ваша речь – эталон подражания, который стимулирует младенца к дальнейшим речевым высказываниям, а пока вызовет звуковую реакцию, что уже небольшая победа. Уделяйте время своему ребенку, улыбайтесь ему, играйте. И помните, что при развитии любого навыка важна регулярность.

Алина ШАКАЛЬ, учитель-дефектолог ЦКРОиР