Топ-новости

Там, где кончается асфальт: кто и как обслуживает гравийные дороги в Фаниполе

Печальное состояние фанипольских гравиек — одна из популярных тем для разговоров среди местных автомобилистов. Пожалуй, ее они обсуждают даже чаще, чем цены на топливо или транспортный налог. Объехать проблему не получается даже при всем желании: участков с таким покрытием в городской черте в три раза больше, чем заасфальтированных. Смотрят на их преимущественно с грустью, ездят с осторожностью. А грейдера ждут, как погоды у моря — практически с одинаковым успехом.

Такие предупреждающие таблички на дорогах с гравийным покрытием не редкость: зачастую двигаться по ним действительно реально только на первой передаче, чтобы уберечь подвеску и не устроить местным бурю в пустыне

«Северный», который трясет…

Общая протяженность гравийных дорог в спутнике — более 20 километров. По ним ежедневно передвигаются жители 50-ти улиц. Все они относятся к частному сектору, а именно, к трем крупным микрорайонам — «Южному», «Южному-2» и «Северному». Последний — один из самых старейших: первые участки здесь начали выдавать еще в 90-е. Соответственно солидный возраст и у местной дорожной сети. Только выглядит она далеко не солидно.

Выезжаешь на улицу Космонавтов у гаражного кооператива «Контакт» — попадаешь в настоящую зону турбулентности. По многочисленным мелким ямкам трясет нешуточно, лавировать между ними тяжело даже на велосипеде

На Суворова, Кутузова и Нахимова в дожди месят грязь и плавают в лужах — их жителям впору вдохновляться примером славных адмиралов-полководцев, чтобы мужественно переносить «походные» тяготы

Поступают запросы на грейдирование, подсыпку и возможно асфальтирование с других улиц микрорайона. Но, как оказывается, удовлетворить все заявки одним махом коммунальные службы не в состоянии — ни финансово, ни физически.


Владимир Кореневич, председатель Фанипольского горисполкома:

— По-хозяйски выравнивать гравийный профиль нужно постоянно, два раза в месяц. Только так можно надеяться, что усовершенствованное покрытие качественно вылежит установленный ему нормативный срок. Но вот на деле, как оказывается, никаких стандартов в этом плане нет. Дороги грейдируются нерегулярно, в лучшем случае по заявкам жителей. А подсыпаются и того реже. В результате новая дорога уже через три года превращается в полосу препятствий и требует уже не просто рядового обслуживания, а капитального ремонта. А это уже совсем другие затраты.


Впрочем, и сами фанипольчане не особо рассчитывают на скорейшее разрешение дорожного вопроса. Зачастую просто берут ситуацию в свои руки и разруливают ее за свой счет. Где-то вручную засыпают мелкие ямки и укатывают их автомобилями, где-то основательно ровняют и укрепляют покрытие, попутно устанавливая по обочинам бордюрные камни.

А в некоторых случаях даже решают закатать дорогу в асфальт. Вот, к примеру, Восточную целиком профинансировали ее жители. За собственные средства переодели часть дорожного полотна их соседи с улиц Космонавтов и Центральной.

… и «Южный», который подкидывает

Лично заботиться о дорогах перед своими домами привыкли и в «Южном». Грейдер тут тоже видят редко, поэтому через одного запасаются подручными дорожными материалами — песком, щебнем, ПГС — всем, что можно использовать для «латания» ям и выбоин. С ними тут тоже беда,  появляются, как грибы, — после дождя.

К слову, выбирать материал для подсыпки ям кустарным способом тоже следует с умом. К песку, щебню претензий в принципе никаких. А вот с асфальтогранулятом другая история. Специалисты рекомендуют использовать его для равнения или уплотнения гравийного профиля только смешав с песком в пропорции 1:1. Дело в том, что при высоких температурах битумная эмульсия начинает плавиться, проезжающие машины раскатывают в ней колеи, которые потом застывают. Отправлять в будущем на такие участки грейдер бессмысленно, он с этим покрытием ничего сделать уже не сможет.

А вообще двигаться без сюрпризов в «южной» части города можно только по бетонке вдоль улицы Победы. Она единственная оправдала свое название, отстояв три года назад право на новый облик. Правда, был он не без изъяна. В проекте почему-то не предусмотрели ливневку, хотя, глядя на местный рельеф, предположить, что она нужна, должны были. Зато это сразу поняли жители улицы Максима Танка, когда их начало топить потоками стекавшей с этой дороги воды. Проблему, через какое-то время конечно решили, но осадок все равно остался.

Расстроилась, видимо, и сама бетонка. Да так, что даже сыпаться начала и расходится по швам — особенно это заметно сейчас на въезде в микрорайон. Местная администрация уже направила запрос в УКС на ремонт особо критичных участков, благо дорога еще находится на гарантийном обслуживании

Типичны автомобильные аттракционы и для расположенного по соседству «Южного-2». Он относительно небольшой по плотности — всего 277 домов — и застраиваться начал где-то в 2009-м. А вот местную дорожную сеть сдали в эксплуатацию в 2017-2018 годах, но уже сегодня она — в плачевном состоянии. Опять же из-за нерегулярного обслуживания. На уровне райисполкома уже рассматривался вопрос об асфальтировании всего микрорайона, но есть одно «но», которое тормозит принятие положительного решения — отсутствие канализации. Пока ее не обустроят, укладывать асфальт не имеет смысла. Так что жителям еще придется какое-то время терпеть неудобства. И периодически лично орудовать лопатами во имя комфорта и безопасности на подъездах к домам. Ну или пытаться призвать к ответу коммунальников. Вопрос только в том — что из этого будет быстрее.


Валентина Контус, начальник отдела благоустройства Дзержинского ЖКХ

— По графику грейдирование каждой гравийной улицы у нас производится один раз в три месяца, ямы и выбоины подсыпаются по мере необходимости. В распоряжении имеем всего два грейдера, один из них обслуживает всю фанипольскую зону: не только город, но и четыре соседних сельсовета. Объемы большие и зачастую справиться с ними одной единицей техники просто нереально. Иногда мы выбиваемся из плана по причине выхода техники из строя: второй грейдер уже давно выработал свой моторесурс и буквально сыпется после каждого выезда на профилирование. Сейчас, кстати, рассматривается вопрос о приобретении новой, более усовершенствованной машины. В остальном, стараемся следовать графику и оперативно реагировать на заявки жителей.