Актуально

Учитель биологии средней школы №2 г. Дзержинска и ландшафтный дизайнер Людмила Авдеенко: Мой сад — это мой микрокосмос

Героиня нашего материала отлично знает, как правильно посеять семена, чтобы они дали достойные плоды: и в саду, и в учебном процессе.Секрет простой – нужно всего лишь превратить свое хобби в профессию. Этого правила и придерживается учитель биологии средней школы №2 г. Дзержинска, а по совместительству – ландшафтный дизайнер, Людмила Авдеенко.

– Расскажите, как и когда вы пришли в педагогику?

– Может, это прозвучит по-философски, но у каждого из нас свое предназначение в этом мире. Мое – быть полезной детям, учить их такой сложной науке, как биология. Поэтому после окончания школы поступила в Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. И с 2001 года работаю в средней школе №2 г. Дзержинска.

– Проявляет ли молодое поколение интерес к биологии? И какие методики используете в работе, чтобы оживить школьный урок?

– Сегодняшние школьники – это представители абсолютно нового поколения. Уникальные, талантливые, но рожденные в эпоху интернета и всевозможных гаджетов. Через 10–20 лет они составят основной трудоспособный класс нашего государства. Поэтому нам, взрослым, нужно быть внимательнее к детям. Порой они не понимают, за что их ругают или чего от них хотят, зачем усердно учиться, запоминать огромное количество определений, таблиц, формул. Сегодня дети не приучены к конспектированию, зубрежке учебников. Они приспособлены к поиску информации в интернете и выполнению тестовых заданий.

Поэтому моя задача как учителя – помочь ученикам поверить в собственные силы, развить их способности, создать условия, при которых дети с разными возможностями смогут добиться успеха на максимально возможном для них уровне, получат удовольствие и будут радоваться результатам своего труда. Это я и стараюсь делать. Сотрудничество с учениками для меня является сутью школьного обучения. Нам, педагогам, нужно направить детей не в свободное плавание по бурной реке компьютеризации и информатизации, а задать им верное направление.

Кроме того, современный подросток испытывает большую потребность в общении. Поэтому учитель должен быть человеком, с которым можно поговорить не только о предмете, но и о многом другом. Мне хочется не просто делиться с учениками своими знаниями, но и частичкой души. Учить мыслить, слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – чувствовать и сочувствовать, сопереживать.

Что касается методик, здесь невозможно обесценить роль информационных технологий. Без их использования уже невозможно представить себе современное учреждение образования. Применение ИКТ на уроке делает его более динамичным, насыщенным, ярким и вовлекает учеников в учебный процесс.

– Ваша любовь к природе нашла выход не только в основной профессии, но и в хобби – ландшафтном дизайне, верно?

Да, ландшафтным дизайном я увлекалась давно. Но это хобби не для всех по целому ряду причин. Во-первых, нужно любить работать с землей и на земле, несмотря на испорченный маникюр и перепачканные колени. (Улыбается). Во-вторых, нужно любить цветы и декоративные растения. В-третьих, для воплощения своих задумок необходим свободный участок земли. Для подобных упражнений я использую приусадебный участок. Некоторые ландшафтные проекты, в которых участвую, также связаны с моей основной работой. Это как раз конкурсы для учащихся, где я выступаю в роли руководителя проектов. Хочу отметить, что мои ученики делают успехи: в нашей копилке есть дипломы республиканского уровня. А в-четвертых, для того чтобы заниматься качественным ландшафтным дизайном, нужны финансы. Траты будут в первую очередь на саженцы и семена, а также садовый инвентарь. Также часть вложений на первых порах может уйти на покупку минеральных и органических удобрений, грунта и укрывного материала, отсыпки, декоративного освещения, автополива.

– Помните свой первый серьезный проект?

– Это мой собственный сад. Основа уже была, так что стояла задача скорее гармонизировать там все. Кстати, делала я это в рамках дипломной работы после завершения 8-месячного курса обучения в школе ландшафтного дизайна Nest-Art. Назывался проект «В гармонии с собой», и выбрано это название было неслучайно. Практически все мы живем в жутком стрессе: плохая экология, большие нагрузки на работе, множество людей вокруг. А у человека должна быть возможность побыть в уединении, чтобы освободилась душа, почувствовать окружающий мир, подумать о жизни. Мне повезло: у меня есть такое место. Мой сад – это мой микрокосмос, в котором все предусмотрено природой и все взаимосвязано. Тут я по-настоящему счастлива. Здесь отдыхаю, заряжаюсь энергией, вдохновляюсь. Здесь мне в голову приходят новые идеи.

Стилистическое решение моего сада – это сад-коллекция, реализованный в стиле фьюжн. Здесь есть микс всего, что мне нравится. Но, как истинный ботаник и большой любитель растений, я продолжаю приобретать новые виды. Изменения в облик сада вносятся постоянно. Подсаживаются новые культуры, создаются дополнительные садовые элементы, переделываются цветники, меняется характер стрижки растений. Думаю, в моем саду этот процесс никогда не остановится! Тем не менее я стараюсь сделать сад, насколько это возможно, малоуходным. Хотя периодические прополки, обрезки, создание топиарных форм и обработки все равно никто не отменял, поэтому занимаюсь уходом по мере надобности и возможности.


«Как косметолог должен иметь ухоженное лицо, парикмахер – прическу, так и каждому ландшафтнику хорошо бы иметь свой примерно-показательный сад. Ведь зачастую приемы, использованные дизайнером в своем саду, высоко ценят будущие заказчики»


Дайте совет специалиста: как сделать ландшафт своей мечты? И реально ли воплотить все задумки без помощи профессионала?

– В целом, конечно, можно. Но понадобится большой запас знаний, терпения и труда. Вам нужно построить план, провести зонирование, спланировать постройки, учесть систему инженерных коммуникаций, размещение дорожек и мощений, выбрать растения. Именно поэтому, оценив весь масштаб работы, многие все-таки отдают предпочтение специалисту в этой области.

– А чем можно украсить свой участок?

– Экспериментируйте! И вы обязательно найдете что-то свое! Кому-то понравится пергола, увитая розами и клематисом, а кто-то найдет красоту и очарование в габионе с суккулентами. Элементы декора в виде оригинальных горшков для растений, необычных скульптур, светильников всегда притягивают взгляд в саду. Фантазии нет предела. Сад – самое место для смелых экспериментов.


«Нужно внимательно смотреть на природу и учиться гармонии у нее. Пребывая в этом мире, я радуюсь каждому новому дню, солнечному свету и теплу, свежему воздуху и красоте»


 

– Некоторые убеждены, что ландшафтный дизайн можно сделать только на большом участке. Может, есть пару лайфхаков для случаев, когда площади ограничены, но украсить территорию очень уж хочется?

– Даже маленький сад можно сделать восхитительным местом для отдыха. Нужно грамотно использовать пространство. Важно выдержать все элементы в одном стиле и цветовой гамме. Сделать так, чтобы красота открывалась постепенно, при продвижении вглубь сада. Для этого можно использовать живые изгороди, мини-аллеи, перголы. Границы сада не должны прослеживаться: здесь вам помогут извилистые дорожки, ведущие вглубь. Зонирование лучше проводить при помощи зеленых насаждений. Хорошую иллюзию расширения пространства дают зеркала. Их не так часто используют в наших садах, но они превращают их в настоящий сказочный уголок.

Даже водоем можно уместить в небольшом саду. Понятно, что он будет маленьким. Лучше всего делать его прямоугольной формы, так как эта конфигурация визуально удлиняет участок. Спокойная водная гладь, словно зеркало, отражает на своей поверхности небо, облака и все, что находится вокруг. Благодаря такому эффекту сад кажется больше, чем есть на самом деле.

– Как считаете, чувство прекрасного и хороший вкус можно приобрести или они должны быть врожденными?

– Говорят, что хороший вкус – это все-таки врожденное качество. Это гармония во всем и чувство меры, которые связаны с индивидуальным развитием личности. Влияние на формирование вкуса оказывало, в том числе, все, что нас окружало в детстве, подростковом возрасте. Здесь мне повезло: я обрела способность видеть лучшее для себя и быть избирательной.