Общество

Учитель для Беларуси: как педагоги Дзержинщины стирают границы образовательных возможностей

В прошлом году стартовала программа «Учитель для Беларуси» — и у ребят из региональных школ появилось еще больше шансов раскрыть свой потенциал. Что особенно приятно — из девяти первопроходцев, готовых реализовать новые образовательные инициативы, менять подходы и форматы, а главное, вдохновлять и направлять своих учеников, сразу четверо успешно трудятся в нашем районе.

На старт!

Вдохновившись удачным опытом программы «Учитель для России» и аналогичных программ в других странах по всему миру, в 2018 году БПС-Сбербанк дал старт новому проекту в Беларуси, а также приступил к отбору потенциальных школ и будущих участников. В мае 2019 года организаторы подписали соглашение о сотрудничестве с Министерством образования Республики Беларусь, а в июне — учредили образовательный фонд «Новая школа». Программу поддержали частные компании и общественные организации. К слову, теперь все участники получают ежемесячную стипендию, кураторскую, методическую и проектную помощь, технику для работы и, при необходимости, компенсацию расходов на аренду жилья.

Миссия программы «Учитель для Беларуси» — обеспечить доступ каждому ребенку Беларуси к качественному школьному образованию для реализации его потенциала. Чтобы стать частью программы, учителя прошли трехэтапный отбор: анкетирование, очный тур и четырехнедельный летний интенсив. О его напряженности могут свидетельствовать такие цифры: 60 кандидатов подали заявку, после скайп-интервью на второй этап отправились только 22 человека, в очном туре отсеялось еще 13.

Легко в учении?

Каждый из педагогов (а приглашались как опытные специалисты, так и выпускники педагогических вузов) пришел в программу по-своему. Так, учитель истории и обществоведения гимназии Дзержинска Алла Голубкович заинтересовалась ею, будучи без пяти минут выпускницей исторического факультета БГПУ имени Максима Танка. «Подумала — а почему бы и нет? — рассказывает девушка. — На этапах отбора не раз касались ценностей программы. Это постоянная готовность к изменениям и сотрудничеству, стремление к саморазвитию, уважение к человеческой личности, а также малой родине и традициям, — они мне очень близки. Я окончила сельскую школу, хорошо осознаю разницу в образовательных возможностях детей из крупных городов и глубинки и готова делать все возможное, чтобы она исчезла».

За месяц летнего интенсива участники программы справились с практическими курсами, а завершили подготовку в рамках недели школьного лагеря «Навыки ХХI века» для детей из Борисовского района, программу которого — от хозяйственных до организационных тонкостей — продумали и реализовали сами педагоги.

«Получилось феерично — настоящий взрыв! — улыбается Алла. —  Мне кажется, тот месяц заменил мне целый год учебы в университете, ведь теория ценна, а практика — бесценна. Учишься мыслить шире и видеть дальше, понимать, что все, раньше казавшееся недостижимым, — вполне реально. И готов нести это своим ученикам».

Педагог-психолог Ксения Горшкова увидела объявление о новом проекте в соцсетях, заинтересовалась и… приятно удивилась. «Оказалось, что рекламный ролик снимали как в гимназии Дзержинска, где я работаю, так и в Негорельской средней школе №1, где я училась, — рассказывает участница. — Поскольку у нас широко развивается STEAM-направление, с некоторыми ее организаторами я была знакома. Твердо решила попробовать. И не разочаровалась — это работа с профессиональной, увлеченной своим делом командой».

Учителем информатики Негорельской средней школы №1 Людмилой Рыбчинской гордятся не только на Дзержинщине: она — единственный педагог в стране, выигравшая грант на 3500 евро от Google. Программа «Учитель для Беларуси», ее миссия и ценности оказались созвучны жизненным установкам активного и открытого для нового педагога. «А после того как обсудили ее условия с нашим директором  Татьяной Петровной Кудиной, которая всегда готова поддержать коллектив в интересных проектах, подали заявку и в качестве школы-партнера, — поясняет участница. — Пройти отбор мне было, пожалуй, несложно, а вот летний интенсив — уникальное сочетание образовательной программы и неформального общения — подарил массу идей, практических навыков и планов на будущее».

Ее нынешняя коллега Елена Алехно, учитель русского языка и литературы, во время подготовки к государственному экзамену в БГУ в поисках необходимой информации заглянула на страницу одного из своих преподавателей в социальных сетях.  «И обратила внимание на пост «Интересная программа для учителей и актуальная для страны», — говорит педагог. —  Перешла по ссылке и поняла, что очень хочу работать с людьми, осознающими важность качественного образования и думающими в первую очередь о развитии потенциала каждого ребенка».

Елену совсем не испугало, что придется переехать из большого города в поселок. А летний интенсив, длившийся месяц и пролетевший очень быстро благодаря профессионализму и харизме команды и спикеров, помог осознать собственные возможности и необходимость расширения их границ. Девушка обнаружила в себе множество точек роста в профессиональном и личностном плане, и готова буквально жить педагогикой.

Все только начинается

Май — время подводить итоги. Так, Елена Алехно организовала школьный пресс-центр — теперь в Негорельской СШ №1 выходит собственная газета. Кроме того, пока позволяла эпидемиологическая обстановка, учитель активно участвовала в творческой лаборатории «Через театр» в Минске и Москве, делилась полученными знаниями с учениками.

За этот учебный год под руководством Людмилы Рыбчинской более 500 воспитанников школы и Дошкольного центра развития ребенка приняли участие в масштабной Code week-2019. К слову, педагог вошла в топ-50 учителей Беларуси по Scratch и регулярно делится опытом с коллегами. В копилке достижений  ее учеников  немало побед в офлайн- и онлайн-конкурсах. Так, на «Неделе Scratch», которая прошла с 11 по 15 мая, где состязались ребята из Беларуси, России, Украины и Казахстана, шестиклассник Михаил Чекавый и семиклассник Никита Гладкий стали победителями. Учитель проводит серьезную работу по  развитию робототехники и SТЕАМ-направления в школе, занимается организацией учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий (обучением для тех, кто дома).

В гимназии Дзержинска Ксения Горшкова работает над проектом «Добавь легкости», который ставит своей целью заботу о педагогах, организует регулярные семинары и тренинги по развитию эмоционального интеллекта и профилактике профессионального выгорания. В мае она приняла участие в XX международной студенческой научно-практической конференции с тематическим докладом — предварительно провела исследование и опросила более сотни учителей Минской области. А чуть раньше, во время затянувшихся весенних каникул, организовала онлайн-чтение сказок, которые пользовались популярностью у ребят. Алла Голубкович поддерживает коллегу и, являясь руководителем музея боевой славы гимназии, разрабатывает собственный проект «По пути», посвященный истории Дзержинского района, подвигам наших земляков в годы  Великой Отечественной войны, — современно, креативно, с использованием STEAM-технологии. К слову, в мае ее проект «Следы войны на Дзержинщине» занял первое место на областном этапе республиканского конкурса музеев «Их подвиг мы в сердце храним».

 

Так, чтобы чтобы узнать свой район поближе, учащимся гимназии нужно было «пройтись» по 10 объектам, найти QR-коды, перейти на сайт гимназии и ответить на вопросы экспертам-учителям. Проект реализован на стыке математики, географии, истории и английского языка, поэтому для кого-то он стал настоящим испытанием!

Ставить точку педагоги не собираются. Впереди второй год реализации  программы. Качество обучения — это постоянное развитие.  Здесь важны сотрудничество с кураторами, методистами и коллегами, а с ростом количества участников программы — целым сообществом единомышленников из всех уголков страны. Общая цель — стереть границы образовательных возможностей ребят из региональных школ. В этом сезоне организаторы рассчитывают еще на 20—30 участников, значит, есть серьезные шансы, что она будет достигнута.

Фото из архива редакции, педагогов и сайта teach4.by