Общество

Учитель трудового обучения и черчения гимназии №1 города Дзержинска Дмитрий Левицкий: «Урок должен быть с юмором»

Односложные ответы – это точно не про Дмитрия Иосифовича. Особенно когда речь идет о деле всей его жизни. «Я рисую, выжигаю, вырезаю…» На этом преподаватель трудового обучения и черчения в гимназии №1 города Дзержинска скромно останавливается. Все-таки хвастаться своими талантами он не привык. Да и зачем, если его работы и благодарные глаза учеников говорят громче любых слов.  

– Когда вы впервые почувствовали тягу к творчеству?

Наверное, в детстве, тогда я только начал рисовать. Никакие кружки не посещал. Это у меня природный дар, генетический: рисовать любил еще мой прадедушка. В детстве я обычно усаживался возле окна, любовался и вдохновлялся природой. Переносил на бумагу маленькие объекты, увеличивая их пропорции в два-три раза. Например, листик на дереве, цветок. Так же учу и детей сейчас: начинать нужно с простейших элементов, постепенно набивая руку и переходя к более сложным картинам.

 – Насколько я знаю, несмотря на любовь к творчеству, вы все же решили попытать счастья в технической науке.

– Да, это правда. Я всегда хорошо чертил. Поэтому поступил в Белорусский государственный аграрно-технический университет на специальность «инженер-технолог». Второе высшее образование приобрел в Мозырском педагогическом университете. Когда сдавал выпускной экзамен, то только успел зайти в аудиторию, как уже вышел с зачеткой. Мне поставили наивысший балл. Я смастерил изделие из древесины, состоящее из трех частей и высотой в полтора метра. Это была грациозная рысь, хитро притаившаяся среди веток деревьев. Сначала я выжигал картину, покрывал ее морилкой, акварельными красками раскрашивал отдельные элементы. Мою работу сразу же забрали на выставку в Мозыре.


Кстати, Дмитрий Левицкий – бывший выпускник гимназии, в которой работает. Правда, тогда, она еще носила статус средней школы №1.


– И все равно жизненный путь не сразу привел вас к урокам трудового обучения…

– Верно. В школе я начал работать с 1994 года. Некоторое время вел плавание, физическую культуру. Потом тяга к творчеству и желание мастерить что-то своими руками пересилили. Пришел в гимназию №1 города Дзержинска преподавать черчение и трудовое обучение.

– Мне кажется, дети вас очень любят. И уроки труда. Личное наблюдение: вокруг вас всегда вертятся мальчишки и девчонки.

– Думаю, это просто взаимное притяжение: я сам люблю детей, учительскую деятельность. Стараюсь вкладывать в головы учеников только то, что им действительно пригодится в жизни. И обязательно любую теорию подкрепляю реальным примером. Вот делали у меня ученики проект по черчению. Я спрашиваю: «Какие двери вы бы выбрали для квартиры, металлические или деревянные?», «А какой материал лучше использовать для крыши дома?» и так далее. И они уже уверенно отвечают на все мои каверзные вопросы. А это значит, что из ребят вырастут настоящие мужчины, «с руками», а из девочек – умелые хозяйки.

У меня на занятиях всегда должен присутствовать юмор. Хотя бы на 15–20 секунд. Без него ведь жить очень скучно. Приведу пример. Вот сидит сонный, задумчивый ученик. Как его взбодрить и увлечь материалом? Правильно, нужно пошутить! И он проснется, постепенно войдет в ритм занятия, а заодно и другие приободрятся.

Замечаю, что ребятам такой подход нравится. Поэтому они и на кружок в свободное время охотно ко мне ходят. Около 10–12 человек собирается.

Рабочее место ребят и педагога, где на уроках труда своими руками они создают уникальные изделия


«Мозырь – очень красивый город. Когда учился там, хотелось попасть на Мозырский нефтеперерабатывающий завод, а сделать это было непросто. На экскурсию записывали за 3–4 месяца. Теплые воспоминания оставил в памяти и сам университет. Это старинное здание в духе 60–70-х годов. Приезжаешь туда сейчас, заходишь внутрь – и как будто начинается путешествие во времени».


– Расскажите о своем творчестве. Ваша мастерская увешана и заставлена разнообразными картинами, работами, изделиями. Даже не верится, что все это создано руками одного человека – настолько широк круг ваших интересов.

– Я много чего умею делать, но в основном специализируюсь на резьбе по дереву и выжигании. Делаю разные работы для украшения интерьера, особенно люблю изготавливать деревянные таблички для бани с забавными рисунками, надписями. Чтобы там кто-нибудь посмотрел на картинку – и улыбнулся, чтобы настроение поднялось…

Время от времени езжу в столицу, занимаюсь художественной росписью стен. Целую экспозицию с белорусскими национальными мотивами изобразил также у себя в подъезде. Соседи не возражали: они тоже творческие и интересные люди.

– Пробовали участвовать в каких-нибудь конкурсах?

– Конечно, пробовал. Ежегодно в области занимаю первое или второе место в конкурсе «ТехноЕлка». В 2020 году как раз одно мое изделие прошло на республиканский этап. К сожалению, из-за пандемии он так и не состоялся. Активное участие принимаю в различных районных конкурсах. И там мои работы, как правило, становятся призерами.

Кстати, этот прудик в школьном дворе также дело талантливых рук Дмитрия Иосифовича

– Лето пролетело незаметно. С какими эмоциями и планами входите в новый учебный год?

– Если говорить о планах, то хочу организовать родительские субботы. Это не значит, что мамы и папы, все как один, должны собраться в школе в утро выходного дня. Придет несколько родителей, соберутся дети – и уже замечательно. Вместе сядут, что-то смастерят, помогут и объяснят своему ребенку, другим ученикам. Общие интересы сближают. К тому же детей в этом возрасте нельзя упускать, их надо учить. Я считаю, что они должны знать, как правильно держать грабли, уметь полоть грядки, управляться с инструментом.

А вообще очень соскучился по своим ученикам. Думаю, за лето они успели хорошенько отдохнуть, и теперь мы с новыми силами возьмемся за дело!