Общество

В кукле душа живет не дыша: побывали за кулисами детского образцового театра «Кудесник» из поселка Энергетиков

В Доме культуры поселка Энергетиков живут настоящие кудесники. И они творят всякие разные чудеса. А помогают им в этом… куклы. Плюшевые и тряпичные, на тросточках и планшетах, куклы-марионетки и куклы-перчатки… В руках юных виртуозов они волшебным образом оживают. А вместе с ними рождаются удивительные и поучительные истории. О путешествиях по Опасному лесу, приключениях Обезьянки и медвежонка Римтимти, о Волшебной книге желаний и непослушном пирате Антошке. И о многом-многом другом.

Артисты образцового театра кукол «Кудесники» не просто развлекают своих зрителей. Они играют для них и даже иногда с ними. Режиссер, а по совместительству художник-постановщик Анна Василевская порой специально включает в сценарии всякого рода конкурсы и викторины, к участию в которых герои сказочного действа привлекают ребят из зала. Возможно, поэтому «Кудесники» – любимые и желанные гости каждого праздничного мероприятия как у себя в поселке, так и за его пределами.

А в копилке творческого коллектива немало дипломов, полученных за участие в областных, республиканских, даже международных смотрах-конкурсах и театральных фестивалях.


Предлагаю Маленькой фее помочь расшнуровать танцевальные тапочки…

«Это не тапочки, а джазовки», – укоризненно поправляет меня она, снимая свои порядком подуставшие от долгого порхания крылья. Позади осталась еще одна репетиция, впереди маячит очередное выступление на большой сцене. Статус обязывает «образцовых» артистов максимально серьезно относиться к своему хобби. Это не столько развлечение, сколько упорная и порой нелегкая работа над собой.

Почетное звание кукольный театр «Кудесник» получил в 1993 году. До этого он существовал как театральный кружок, которым руководила замечательный и талантливый педагог Светлана Зенкевич. А спустя 13 лет ее на этом поприще сменила ученица Анна Василевская.

– Когда-то, будучи школьницей, я и сама играла здесь в куклы, – вспоминает она. – Даже свою первую помню – матрешку. Роль была небольшая, буквально на пять минут, но впечатлений осталась масса.

И сегодня Анна Василевская охотно делится ими со своими воспитанниками. Личный опыт и отточенные за годы работы навыки преподавания сценического мастерства делают свое дело. Юные «Кудесники» творят на сцене настоящие чудеса. Их нетривиальные и яркие спектакли успели оценить по достоинству жюри различных конкурсов, в которых коллектив регулярно принимает участие. Ребята – дипломанты и призеры традиционных театральных фестивалей, таких как «Чароўны куфэрак», «Казкі жыцця», «101 лялька». Они активно гастролируют по району, выступают на областных и республиканских мероприятиях.

Правда, все это только одна сторона медали. Ведь есть и другая, менее парадная, остающаяся за кулисами. Это и подготовка сценария, и пошив кукол, и разучивание ролей, и напряженный график репетиций. Режиссер не скрывает: порой приходится нелегко всей труппе. Занимаются ведь в основном после школы, а там у учеников начальных классов (именно они составляют костяк творческого коллектива) хватает и своей нагрузки. Многие артисты дополнительно занимаются музыкой, танцами, ходят в спортивные секции. Тем не менее всякий раз, несмотря на усталость, выкладываются на сцене по полной. И не важно, это рядовая репетиция или генеральный прогон.

Кстати, специфическими театральными терминами «кудесники» оперируют на удивление грамотно. Наблюдать за ними во время подготовки к очередному занятию невероятно интересно. По-взрослому, деловито, они обсуждают сценарий, приводят в порядок кукол-актеров, проговаривают отдельные реплики. Сразу заметно, что в этом удивительном мире им комфортно, уютно и весело.

Во многом это заслуга руководителя коллектива. Хотя сама Анна Францевна предпочитает называть себя другом ребят. Общение на равных раскрепощает юных артистов, а доверительные отношения создают благоприятную атмосферу для раскрытия детского потенциала. В этой оригинальной компании много своих сближающих фишек: разговоры по душам, совместное празднование дня рождения, чаепитие после удачной премьеры…. Каждая встреча начинается с обязательного обмена хорошими новостями. Солируют здесь ребята по очереди. Это что-то вроде положительной психологической установки для дальнейшей совместной работы. Да и лишний раз потренироваться в публичных импровизациях артистам не помешает. Потом традиционная экспресс-гимнастика: речевая, дыхательная и для рук (ведь управлять самодельными актерами не так просто, как может показаться на первый взгляд).

– Когда я занималась у Анны Францевны, мы работали с тростевыми куклами, – рассказывает бывшая участница театра Арина. – И они довольно увесистые. Зрители на сцене видели только ширму. Над ней и разворачивалось все действо. А по другую сторону с поднятыми вверх руками находились мы, те, кто «оживлял» своих героев. Приходилось тяжеловато. В связи с этим режиссер приняла решения использовать в постановках планшетные куклы. Их нужно держать перед собой, что уже легче, и они всегда на виду.

Но даже здесь без должной сноровки успешно сыграть роль не получится. Ведь во время выступления на сцене нужно следить не только за своим персонажем, но и за собой: синхронизировать движения, слушать музыку, не отвлекаться от сюжетной линии и, что самое главное, стараться не заиграться. Забудешь слова, вовремя не вступишь в диалог – подведешь товарищей. Правда, как утверждает Анна Францевна, подобное у них очень редко случается. В таких случаях спасает удачная импровизация.

К слову, в распоряжении театра есть куклы всех систем. Наряду с упомянутыми используют перчаточных, батлеечных, световых, кукол на «потычках» и марионеток. Все экземляры авторские и сделаны лично руками художественного руководителя. Некоторые из них похожи на самих юных кукольников, хотя бы в деталях, другие – чисто фантазийный продукт.

Есть даже ростовые куклы. Для самых маленьких артистов. Те пока не ездят на большие фестивали, как их старшие товарищи по ремеслу, но в местных праздниках участвуют обязательно. Причем на сцене держатся достаточно профессионально.

При первом знакомстве кажется, что дисциплинировать эту шумную, непоседливую, хохочущую детскую ватагу практически невозможно. Но Анне Францевне это почему-то удается без труда. С детсадовцами она не работает – скорее, играет. Но так умело, что все поставленные перед ними задачи решаются.

– Мы не стремимся готовить профессиональных актеров, – объясняет руководитель. – Важно другое – помочь ребенку раскрепоститься, развить его индивидуальные способности, научить быть публичным и коммуникабельным. Через театр мы воспитываем у детей любовь к искусству, через сценические постановки учим базовым ценностям и грамотным моделям поведения в той или иной ситуации. Причем посыл здесь двухступенчатый: то, что открывает в себе сам артист, он транслирует и зрителю.

А показать коллективу действительно есть что. В репертуаре «Кудесника» 10 постановок. Есть традиционные кукольные спектакли и экспериментальные, новаторские пьесы. Тематика их разная, но всегда интересная и обязательно поучительная. Анна Францевна признается, что найти хороший литературный материал порой нелегко, приходится многое адаптировать, даже дописывать роли. Поэтому все ее сценарии по-своему уникальны, как впрочем, и ребята-«кудесники», благодаря которым живет, движется, поет и танцует весь их удивительный кукольный мир.