Меню
Государственное предприятие "Водоканал Дзержинского района"

108 лет на страже. Вспоминаем первые шаги дзержинских стражей правопорядка. Ч. 5

108 лет на страже. Вспоминаем первые шаги дзержинских стражей правопорядка. Ч. 5

Социальные потрясения и войны, которые в начале XX века прокатились по просторам бывшей Российской империи, вызвали не только всплеск криминальной активности в обществе, но и породили не менее сложное явление, превратившееся уже в первые годы советской власти в серьезную демографическую проблему. Волна подростковой безнадзорности и беспризорности буквально захлестнула страну.

В числе главных причин, обусловивших это социальное явление, стало сиротство, вызванное Первой мировой войной. Вследствие страшных потерь солдат и массового уничтожения мирного населения немецкими войсками многие дети лишились родителей. Концентрация войск в приграничной полосе дала большое количество внебрачных детей, которые впоследствии стали пополнять категорию беспризорных. Война обусловила огромное количество беженцев.

Начиная с 1915 года на восток, уходя от противника, потянулось население западных окраин царской России. В основном их путь лежал через Беларусь, которая превратилась в лагерь беженцев.

Их положение было катастрофично. Голод, отсутствие нормального жилья и элементарных санитарных условий способствовали развитию болезней, в том числе эпидемий. Вдоль железнодорожной линии были открыты заразные бараки, где умирали беженцы. Их детиоставались без присмотра, а затем небольшими группами направлялись дальше вглубь России, чтобы найти приют в крупных городах. В ноябре-декабре 1915 года таких малолетних переселенцев из Беларуси уже насчитывалось около двух тысяч, а в январе-феврале 1916 года их численность выросла вдвое.

Еще одной причиной возникновения массовой детской беспризорности стала гражданская война и иностранная интервенция. Общее число жертв этих боевых действий и вызванных ими волн голода и эпидемий в целом по Советскому государству составило по разным оценкам от 3,5 до 12,7 млн человек. Проблема беспризорности в этот период еще более усугубилась. Например, на захваченной территории Беларуси польские войска беспощадно расправлялись с пленными красноармейцами и попавшими в их руки большевиками и комсомольцами. Большими людскими потерями сопровождалось и отступление из Беларуси польских войск в 1920 году. Все это способствовало страшному разорению и обнищанию жителей крупных и мелких населенных пунктов и появлению большого количества сирот и полусирот.

В среде беспризорников царили жестокие законы улицы

Эта статистика давала существенный рост и в связи с увеличением смертности среди взрослой части населения. Такая ситуация была вызвана многими обстоятельствами, в том числе систематическим недоеданием, отсутствием медикаментов, разрушением существовавшей системы здравоохранения, а также сложной эпидемиологической обстановкой. За три года гражданской войны от остроинфекционных заболеваний (сыпной и брюшной тиф, оспа, дизентерия) погибло более 2 млн человек. В целом в европейской части Советского государства общий коэффициент смертности составлял 40,9%. Причем смертность у мужчин была в 1,5 раза выше, чем у женщин.

Еще более усугубил ситуацию с беспризорностью массовый голод в Поволжье в 1921–1923 годах. Смертность от голода и болезней достигла 10,4%. Таким образом, колоссальная убыль взрослого населения провоцировала беспризорность детей и следовавшую за ней преступность несовершеннолетних.Если у сирот и оставались родственники, они часто не могли их содержать из-за крайне бедственного положения.

В первые годы Советской власти детская беспризорность и безнадзорность стала проблемой всесоюзного масштаба. К 1922 году численность попавших в такое бедственное положение детей составляла по разным оценкам от 4 до 7 миллионов.

Очутившись на дне общества, они скитались в поисках пищи, приюта, просто внимания и, не имея никакой поддержки, начинали осознавать, что могут рассчитывать только на себя. В места их постоянного обитания превратились заброшенные дома, подвалы, чердаки, вокзалы, скверы. Оказавшись беззащитными перед лицом внешних угроз, дети подсознательно организовывались в группы или искали защиту в уже существовавших шайках, бандах, группировках, где зачастую подвергались эксплуатации – как преступной, так и сексуальной. В этой среде господствовали суровые законы дикой стаи: расправы за непослушание «вожаку», издевательства над слабыми, необходимость каждый день добывать пищу и уметь постоять за себя. Обычным явлением стал детский алкоголизм.

Существуя в условиях законов улицы, подростки часто попадали под влияние преступных элементов.

Малолетние преступники учились взламывать замки квартир и магазинов, незаметно воровать мелочь из карманов прохожих, открывать чужие сумки и чемоданы. А иногда банды подростков совершали более дерзкие преступления, в том числе и вооруженные налеты.

В начале 1920-х годов проблема детской преступности стала одной из самых острых для советского общества. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними, выросло более чем в два раза по сравнению с показателями 7-летней давности.

Успехи на фронтах Гражданской войны позволили советскому правительству со всей серьезностью отнестись к проблеме детского сиротства, беспризорности и преступности малолетних бродяг. Уже 4 февраля 1919 года СНК РСФСР своим постановлением создал Совет защиты детей, председателем которого был назначен комиссар народного просвещения Анатолий Луначарский. В этот орган вошли также по одному представителю от комиссариатов здравоохранения, социального обеспечения, труда и продовольствия. На базе ВЦИК 27 января 1921 года была создана Комиссия по улучшению жизни детей. На общественных началах ее возглавил председатель ВЧК Феликс Дзержинский.

Но еще в 1919 году Дзержинский настоял на том, чтобы специальный декрет Совета народных комиссаров постановил бесплатно обеспечивать детей продуктами питания вне зависимости от их социального происхождения.

Такая позиция «железного Феликса» понравилась далеко не каждому, но Ленин ее поддержал и подписал декрет. По инициативе Дзержинского была введена детская карточка на получение обеда из двух блюд, кроме того – 30 хлебных и 30 продуктовых талонов в месяц. И в учреждениях Комиссии, куда входили столовые, медпункты, ночлежки, «детские городки» и другие объекты, Дзержинский лично контролировал их работу. Благодаря такому вниманию тысячи обездоленных детей получали там медицинское обслуживание, образование, питание и, самое главное, возможность дальнейшей самореализации.

В трудовой коммуне

На базе коммуны имени Дзержинского было создано целое предприятие, где работали подростки, создавая один из самых современных по тем годам фотоаппаратов под названием «ФЭД» (по первым буквам имени, отчества и фамилии Феликса Эдмундовича Дзержинского).

Восемь бывших беспризорников стали впоследствии академиками АН СССР.

Окончательная победа на фронтах Гражданской войны позволила часть средств из госбюджета направить на создание учреждений интернатского типа для беспризорных детей. В их числе преобладали детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки. Если в детские дома помещали детей в возрасте 12–14 лет, то в трудовые коммуны брали воспитанников более старшего возраста. С беспризорностью боролись и посредством помещения подростков в крестьянские семьи, отправляли их к кустарям, организовывали опеку. С 14 лет воспитанники детдомов принимались в школы ФЗУ, с 16 лет — на производство, на индивидуальное и бригадное ученичество.

Школьные будни бывших беспризорников

К 1924 году в РСФСР уже имелись 250 детских домов, 420 трудовых коммун и 880 детских городков. Постепенно принимались постановления о трудоустройстве воспитанников, о закреплении детдомов за различными предприятиями и колхозами, что продолжало укреплять материальную базу этих учреждений и упрощало трудоустройство выпускников и выдачу им жилья. Активной была деятельность ведомств и организаций по социальной защите детей.

Ценой больших усилий страна справилась с ликвидацией массовой беспризорности за десятилетие. И эта работа спасла жизни миллионам детей и подростков, вернув их к нормальному образу жизни.

Виктор УРАНОВ

ОАО «Белхим»
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59