«Зубр пришел к нам и остался». Инженер-охотовед Минского лесхоза — о работе, развитии охоты и неожиданном госте леса

Для некоторых людей лес — это родной дом, а его обитатели — не просто дичь, а соседи, заслуживающие уважения и заботы. Таким знатоком и ценителем природы является Евгений Крук, инженер по охотничьему хозяйству Минского лесхоза. Вслед за профессиональным праздником работников этой отрасли мы отправились в их угодья, чтобы увидеть эволюцию современной охоты, познакомиться с фауной местных лесов и узнать историю успешного поселения зубра (!) в Дзержинском районе.
Не выбор, а призвание
Евгений встречает нас “на базе” — охотничьем доме д. Ковальцы.
— Но основное мое рабочее место — лес! — улыбается специалист.

В хозяйстве сейчас как раз идет сезон подготовки к зиме. В этот период диким животным все труднее найти себе пропитание и они вынуждены выходить в поисках корма на поля, к населенным пунктам.
— Так что наша основная задача — произвести подкормку животных. Постоянно нужно подкладывать им сено, соль, по возможности — зерно, — объясняет Евгений, пока мы держим путь к одной из подкормочных площадок. — Затем — поддержание порядка на площадках, чтобы они не зарастали, а дорожки и стрелковые линии были проходимыми. Также обновление вышек и аншлагов. И, конечно, охрана угодий и новое строительство — этим мы занимаемся постоянно.


Вдруг вдалеке на дороге показывается волчица и, почувствовав приближение человека, быстро скрывается в чаще леса. От охотоведа узнаем, что это молодая мать, которая недавно вывела потомство. И увидеть ее часто можно в компании четырех волчат.
— Ни одно дикое животное не станет нападать на человека без причины, — отвечает на интересующий многих вопрос Евгений. — Пока люди не представляют угрозы, звери сами обойдут их стороной. Волк, почуяв человека, просто исчезнет из виду. Агрессия — это лишь реакция на вторжение и способ защиты. Даже мирные бобры кусаются, когда защищаются. Так что, по своей воле ни одно животное на людей не кинется.
Причин сомневаться в словах специалиста нет.
В сфере охоты он с 1997 года, а это уже почти три десятилетия опыта.

Знакомство с миром природы у Евгения началось, как у многих, — с семейной традиции.
— Мой старший двоюродный брат был охотником. И однажды взял меня с собой в лес, — вспоминает он.
Тот первый поход за зайцем, когда мальчишка с восторгом тащил трофей за уши, стал решающим в его дальнейшей судьбе. Еще во время учебы в школе ему подарили гончую собаку.
— У нее была хорошая зверовая линия. По наследству ей передались отличные рабочие качества. И меня (конечно же, вместе с собакой) опытные охотники стали все чаще брать на охоту!
К 18 годам, сдав экзамены и получив заветный билет Белорусского общества охотников и рыболовов, уроженец Заславля стал самым молодым охотником в Минском районе. Уже тогда он грезил трудом на лоне природы, хотя сама эта перспектива казалась почти недостижимой. Но после службы в спецназе и нескольких лет работы вдали от родины судьба предоставила ему возможность вернуться к своей мечте.

По рекомендации товарища Евгений пришел в охотничье хозяйство «Красносельское» Минского района. Какое-то время работал безвозмездно, помогая строить вольеры и возить корма, совмещая смены в охране с любимым делом. Его энтузиазм и упорство были замечены, и вскоре он занял должность старшего егеря.
Следующим этапом стала работа в охотхозяйстве «Неман» при Гродненской табачной фабрике, где он исполнял обязанности охотоведа в комплексе «Белый лось».
В конце 2022 года Евгений пришел на должность егеря в Минский лесхоз.
А летом 2023-го получил повышение до инженера по охотничьему хозяйству.
Философия работы
Сегодня специалист отвечает за хозяйство площадью 17 тысяч гектаров — это два егерских обхода.
— Угодья разделены на полевые (10 000 га) и лесные (7 000 га), — объясняет он. — Кроме того, вся территория делится еще на несколько функциональных зон. Зона А — это воспроизводство копытных животных. Охота здесь разрешена исключительно в присутствии егеря. Зона Б — “заячья”, то есть территория для охоты на пушных зверей. Зона Г предназначена для натаски собак и проведения тренировок. У нас это небольшой участок рядом с трассой М-14. Также есть несколько зон покоя: там любая охота строго запрещена. В нашем хозяйстве это связано с обитанием краснокнижного барсука.

Работа охотоведа — это не просто сопровождение охотников, а прежде всего постоянный труд. Но самое важное в ней — не техническая сторона, а истинное понимание природы и жизни ее обитателей.
— Зверя надо уважать, — это главный принцип, унаследованный мною еще от старых охотников. К сожалению, современная охота часто теряет свой спортивный дух, превращаясь в погоню за трофеями. Раньше же сюда приходили за эмоциями и атмосферой, — рассуждает он.



Больше всего Евгения радует биоразнообразие в угодьях.
— Когда выезжаешь в хозяйство и видишь: тут — олени, тут — лоси, а вот там — косули… У одной косули у меня в этом году сразу трое маленьких родилось. Это большая редкость. И я уже держу в голове: вот этот угол желательно не трогать, чтобы не спугнуть маму.


Охотовед изучил повадки каждого крупного зверя. Наблюдая весной и летом, где отелилась лосиха или держится матерый олень с роскошными рогами, он к сезону охоты уже точно знает, куда привести гостя, мечтающего о трофее. Но его цель — не гнаться за количеством, а обеспечить качество и этичность процесса.
Местные жители Ковальцов уже давно считают Евгения своим — здесь его знает каждый.
— Они научили меня местному диалекту. Это такие неофициальные названия, как «Янов лес» или «Барановщина» — по ним я сейчас частенько ориентируюсь. Многие из них ведут свою историю от давно исчезнувших хуторов, которые когда-то здесь располагались. Например, «Голобурды».
Нежданный гость
Осенью прошлого года в размеренную жизнь хозяйства ворвалось событие, которое всколыхнуло весь коллектив. В ноябре, в угодьях, граничащих со Столбцовским районом, появился зубр. Первыми его увидели местные жители: могучий зверь, словно дух древнего леса, неспешно переходил дорогу возле деревни Якуты.
Для инженера-охотоведа появление краснокнижного гиганта стало и вызовом, и большой радостью.
Нужно было обеспечить ему покой и подкормку, чтобы зубр задержался в этих местах. Говорит, гость этот — из Беловежской пущи. Отбился от стада — обычно зубры выкидывают старых или слабых особей. Но этот выглядит вполне здоровым, даже пытается иногда влиться в компанию других обитателей леса.

— Он у нас быстро освоился: обошел все подкормочные площадки, оценил запасы ячменя, бураков и тыкв. А как-то однажды исчез. Оказалось, ходил в соседний район. Вернулся. Знает, что здесь ему ничего не угрожает и всегда есть чем подкрепиться. Только чая не хватает! — смеется Евгений.
Однажды утром, сопровождая молодого охотника, наш герой стал свидетелем поистине сказочной сцены. Из густых кустов на опушке, словно ожившая легенда, медленно вышел зубр. Исполин приблизился так близко, что можно было разглядеть каждую деталь его мощной фигуры. Он шел спокойно, уверенно, издавая сопение, похожее на звук выпускаемого пара.


— Это было очень интересное и необычное зрелище!
Такой нежданный гость стал подтверждением простой, но важной истины: когда человек относится к природе с уважением и заботой, она отвечает ему взаимностью, открывая свои самые ценные и прекрасные тайны. И пока в лесу пасется такой великан, можно быть уверенным — в этом хозяйстве все идет так, как задумано самой природой.