В Негорельской базовой школе учащиеся разработали интерактивную карту по истории Великой Отечественной войны
Не всегда школьный музей может похвастаться обширной коллекцией экспонатов – имеющиеся помещения и условия попросту не позволяют иметь большие экспозиции. И тогда на выручку приходит виртуальная реальность. О том, как Негорельская базовая школа использует современные информационные технологии в деле сохранения историко-культурного наследия, рассказали директор учреждения Анатолий Свиридчук и учитель физики и информатики Александра Клименко.
Что в теории…
Наглядность — бесценное качество информации, особенно когда речь идет об удаленных во времени и пространстве событиях и местах. Те, кто интересуется историей и географией, конечно же, поймут, о чем идет речь. И один из самых эффективных способов визуализировать информацию — разместить ее на карте.
StoryMapJS — это бесплатный сервис, созданный для онлайн-СМИ, который позволяет располагать мультимедийные данные на любых картах. Несмотря на нацеленность на представителей СМИ, этот ресурс оказался полезен и тем, кто делает учебные онлайн-проекты или создает контент для онлайн-образования.
С помощью сервиса StoryMapJS создается виртуальное путешествие по городам и странам, есть возможность доступно и интересно рассказать о жизни известных личностей, составить путевой дневник поездки, показать города, в которых проходят знаменательные события, например, олимпиады, концерты знаменитостей, выставки и т.п.
Есть несколько вариантов работы со StoryMapJS. Первый — пользоваться стандартными онлайн-картами в обычном режиме, располагая на них слайды с текстами, фотографиями и другой информацией.
Второй вариант работы — «Gigapixels» — позволяет загрузить в качестве «карты» любое цифровое изображение (правда, желательно в высоком разрешении). Так, вы можете использовать старые карты из архивов, фотографии, разбирать по деталям произведения искусства.
Возможность организовать групповую деятельность в сервисе отсутствует. Но можно проводить совместную работу по сбору материалов для создания интерактивной карты (видео, аудио, тексты, ссылки на веб-ресурсы). Отлично применим он и в образовании. Учителя могут создавать материалы к урокам. Например, по истории можно сделать иллюстрированный рассказ о событиях, разместив на карте точки мест сражения и добавив фотографии, текст с описанием, фрагменты видео. По литературе — создать карту путешествия героев произведений или мест, описанных в книге; журналистам данный сервис позволит по-новому преподнести новостную информацию, а организаторы конкурсов могут разместить на карте информацию об участниках или командах и т.д.
… и что на практике
— Наш проект возник как заявка на конкурс «IT-мозаика», — рассказывает Анатолий Свиридчук. — Как раз у нас в школе есть учитель, всегда живо интересующийся чем-то новым – Александра Игоревна Клименко. — И решили к Году исторической памяти сделать не просто интерактивную карту с отметками пунктов А и Б, а создать целый мультимедийный комплекс. Задумка была такая: дети, которые увлекаются и занимаются историей дополнительно, могут с помощью этого проекта расширить свои познания. Ведь вся информация, которая должна размещаться в нашем проекте, более объемная в сравнении с материалом из учебника. Кроме расширения общего кругозора, мы рассчитывали через проект развивать пространственные представления. Школьники, участвующие в проекте, учатся работать с географическими и историческими картами на более высоком уровне, размещать объекты на виртуальной карте и создавать целые маршруты.
Но работа с картой – это только малая часть того, что делают ребята. Ведь ее нужно наполнить качественной информацией. И вот здесь участникам проекта предстоит поработать с самыми разными источниками: тексты, видео, аудио. Например, есть блок «Первые оборонительные бои на территории Беларуси». Сперва создаем метки на карте «Радошковичи», «Минск», «Орша», «Брест», «Могилев». Затем размещаем информацию. Это может быть и текст, и ссылка. После этого у пользователя будет возможность наглядно изучить тему.
— Самый главный плюс сервиса StoryMapJS для нас в том, что он довольно прост в использовании, — отмечает Анатолий Свиридчук. — Чтобы работать в нем, педагогу и учащемуся не нужно обладать какими-то специальными знаниями по программированию. Все интуитивно и понятно. А для меня как директора учреждения в сервисе очень важна универсальность: он подойдет для любого учителя-предметника. Хотелось бы отметить активность учащихся, которые с энтузиазмом взялись за сбор нужной информации. С учетом того, что не всегда хватает источников, ребята в основном работали с интернет-ресурсами.
Проект Анатолия Свиридчука и Александры Клименко вышел в финал областного конкурса «It-мозаика», и теперь творческой команде предстоит защитить свое творение в форме видеоконференции.
В будущем в школе планируют создать подобный комплекс по истории Негорелого, и он по задумке станет частью виртуального музея школы. Создание такого ресурса, но уже на местном материале очень поможет в деле по сохранению исторической памяти, ведь Негорелое и школа имеют очень интересное прошлое. В годы немецкой оккупации здесь располагались местная комендатура, филиал концлагеря. И сервис StoryMapJS подойдет для того, чтобы наглядно показать, что происходило в годы Великой Отечественной войны.
— Да, это ужасные события, но мы не должны забывать о том, что было, — уверен директор школы. — Поэтому я надеюсь, что у нас получится реализовать этот проект. Но, конечно же, мы не отказываемся и от реального музея. И внушает оптимизм, что есть группа ребят, которые очень интересуются историей Беларуси, поэтому наши идеи вполне осуществимы.
— Работать со StoryMapJS не трудно, — говорит Александра Клименко. — По сути это взаимодействие с обычной картой Яндекса, которая вводится в поисковике, и вставкой необходимой нам информации. Конечно, есть в сервисе и немного кода HTML, но здесь нужно знать буквально несколько простых команд, которые может осилить уже шестиклассник. Однако нужно быть готовым к тому, что работать придется много. Но своим примером Анатолий Александрович, который не только директор школы, но еще и учитель истории, показывает, что только через упорный труд можно достичь чего-то значительного.