Меню
Государственное предприятие "Водоканал Дзержинского района"

От лектора к мотиватору: в Фаниполе переосмыслили профессию учителя

От лектора к мотиватору: в Фаниполе переосмыслили профессию учителя

Более 220 молодых педагогов со всей области 4 ноября собрались в новой школе Фаниполя, чтобы найти ответ на главный вызов времени — как учить поколение Z. Об этом публикует Фаниполь.бай.

Старт образовательного марафона

В современную фанипольскую школу №2, открывшуюся всего несколько месяцев назад, приехали десятки молодых педагогов. 

IMG_3248-EDIT-EDIT.jpg

Здесь собрались те, кому предстоит формировать будущее системы образования области. Учителя, многие из которых лишь недавно получили новый для себя статус педагога, приехали в Фаниполь за уникальным опытом и знаниями.

IMG_5996-EDIT.jpg

«Наша встреча уникальна, — обратился к собравшимся начальник Главного управления по образованию Минского облисполкома Николай Башко. — Сюда прибыло большое количество молодых специалистов. По нашей информации, на этой встрече присутствует практически каждый пятый молодой специалист, который в этом году пришел работать в систему образования области».

IMG_6134-EDIT-EDIT.jpg

IMG_6049-EDIT.jpg

IMG_6058-EDIT.jpg

IMG_6070.JPG

IMG_6068-EDIT.jpg

Педагогическая лаборатория: от ИИ до межпредметных связей

Программа интенсива была построена вокруг самых актуальных вопросов, с которыми сталкиваются современные педагоги. 14 параллельных мастер-классов охватили весь спектр педагогических вызовов — от работы с искусственным интеллектом до межпредметной интеграции.

В кабинете №341 царила особая атмосфера — здесь Светлана Иванюшина, учитель начальных классов из Логойска, проводила мастер-класс «Урок от А до … ИИ».

IMG_6083-EDIT.jpg

«Мы не будем выстраивать урок от начала до конца, — предупредила она участников, — но узнаем, как можно урок «оживить» с помощью искусственного интеллекта. Вы все прекрасно понимаете, о чем я».

IMG_6025-EDIT.jpg

По соседству, в кабинете №354, кипели не менее жаркие дискуссии. Учитель физики Светлана Резова и учитель белорусского языка и литературы Вера Свидерская демонстрировали удивительный симбиоз предметов на мастер-классе «Физлитика: запускаем литературу в космос науки».

«Мы развеиваем миф, что проект — это что-то сложное, — уверяли педагоги. — Межпредметные связи могут стать мостом между, казалось бы, несовместимыми дисциплинами».

photo_2025-11-04_12-47-25.jpg

Открытый диалог: баланс традиций и инноваций

Практическая часть мероприятия плавно перетекла в открытый диалог с руководством системы образования. Молодые педагоги не стеснялись задавать острые вопросы, касающиеся как профессиональных, так и бытовых тем.

IMG_6122-EDIT.jpg

«С какими трудностями могут столкнуться молодые педагоги на первом рабочем месте?» — этот вопрос волновал многих. Ответы опытных коллег были единодушны: главная сложность — найти баланс между традициями и инновациями.

«Учитель одновременно должен быть классическим, консервативным и современным, — поразмышлял Николай Башко. — Может быть, в этих словах сочетание несочетаемого, но это так. С молодежью вам работать труднее, чем это было раньше нам, 35 лет назад. Но, с другой стороны, я бы хотел оказаться молодым специалистом в 2025 году, как вы».

Особое внимание уделили вопросу профессиональной адаптации.

«Здорово, когда молодые специалисты приходят в профессию уже мотивированными, — отмечала Юлия Саматыго, директор Лошницкой гимназии. — Но это не всегда так. Чтобы выбор был правильным, нужно как губка впитывать всё, что дают в первые годы. Не бойтесь двигаться вперед!»

Новая философия преподавания: от лектора к мотиватору

Ключевой темой дискуссии стало переосмысление роли учителя в современной школе.

«Если раньше учитель был просто лектором, который приходил и просто озвучивал материал, то сейчас в его арсенале — любая наглядность, какая только может быть. Сейчас для учителя важно быть не просто озвучивателем знаний, а мотиватором», — отметила одна из молодых педагогов.

Эти слова нашли живой отклик у участников дискуссии. Многие молодые специалисты подтвердили, что современные реалии требуют от учителя совершенно нового подхода к работе.

«Действительно, сегодня недостаточно просто хорошо знать свой предмет, — поддержал коллегу учитель информатики из Дзержинска. — Ученики могут найти любую информацию в интернете. Наша задача — сделать так, чтобы они захотели этой информацией пользоваться, научились работать с ней и применять на практике».

Опытные педагоги согласились с такой оценкой. Василий Малиновский, председатель областного клуба «Флагман», добавил: «Учитель сегодня — это режиссер образовательного процесса. Он должен создавать такие ситуации, в которых ребенку захочется учиться. Это требует не только глубоких предметных знаний, но и понимания психологии, владения digital-инструментами, творческого подхода».

Дискуссия о классном руководстве: нужен ли освобожденный куратор?

Отдельный блок обсуждения был посвящен вопросам классного руководства. Наталья Бурак, учитель белорусского языка и литературы из Клецкой средней школы №2, задала вопрос, волнующий многих молодых специалистов: «Как вы относитесь к должности освобожденного классного руководителя?»

IMG_6129-EDIT.jpg

Ответ опытного педагога вызвал живой отклик в зале. «Вы знаете, я очень давно слушаю так называемые освобожденные должности, — начал Василий Малиновский. — Но, наверное, в проекте это неплохо. Но нужно понимать, какой функционал мы хотим отдать освобожденному классному руководителю».

Василий Владимирович подробно разобрал возможные преимущества такой должности: «Если выполнять роль, условно говоря, психолога, работать с родителями, обратить внимание на ребенка, помочь ему… Вы понимаете, что это очень большая и серьезная работа. Сегодня государство поддерживает классного руководителя в материальном плане, но вариант освобожденной должности — это неплохо».

«В Минской области были учреждения, где классные руководители были освобождены от учебной нагрузки. Такой эксперимент мы проводили лет 20 назад. Но он не получил продолжения. Хотя все может измениться», — дополнил  Николай Башко.

Он выразил уверенность, что в будущем эта идея может быть реализована: «Наступит время, когда наставник должен быть освобожденным классным руководителем. И дети классного руководителя должны относиться к наставнику по-другому. Это больше, как говорится, путь раскрытия особенных качеств в ребенке, чем просто выполнение функций классного руководства».

IMG_6120-EDIT.jpg

В дискуссию включились и другие участники, которые поделились своим видением: «Освобожденный классный руководитель мог бы стать тем связующим звеном, которого часто не хватает между учеником, родителем и учителем-предметником. Особенно в современных условиях, когда дети испытывают огромные информационные нагрузки».

IMG_6130-EDIT.jpg

Молодые педагоги активно поддерживали эту идею. «Сегодня классный руководитель должен быть и психологом, и организатором, и тьютором, — отметила Наталья Бурак. — Совмещать это с полноценной учебной нагрузкой в 18-20 часов очень сложно. Особенно в первый год работы».

Николай Башко признал актуальность темы: «Этот вопрос требует серьезного изучения. Мы видим, как меняется нагрузка на классных руководителей, и понимаем необходимость поиска оптимальных решений».

Итоги: школа как площадка для диалога поколений

Образовательный интенсив стал площадкой, где молодые специалисты смогли не только получить новые знания, но и поднять важные для них профессиональные вопросы. Дискуссия об освобожденном классном руководстве показала, что современная школа нуждается в поиске новых форматов работы с учениками, а молодые педагоги готовы предлагать смелые идеи для развития системы образования.

Как отметили организаторы, такие открытые диалоги помогают выявлять наиболее острые проблемы, с которыми сталкиваются молодые специалисты, и находить пути их решения совместно с опытными наставниками и руководством системы образования.

Завершился интенсив просмотром и обсуждением художественного фильма «Классная», который стал эмоциональным финалом этого насыщенного дня.

«Мероприятие было очень атмосферным и познавательным, — поделилась впечатлениями одна из молодых участниц. — Особенно ценно, что мы могли не только получить практические навыки, но и пообщаться с руководством системы образования на равных».

Торговый дом "Лагуна"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59