Доступ открыт! Раскрываем секреты Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов
Увидеть, как оживает история, услышать голос другой эпохи – все это возможно благодаря Белорусскому государственному архиву кинофотофонодокументов, расположенному в Дзержинске. Мы пообщались с ведущим архивистом отдела использования документов и информации Михаилом Гареликом, который накануне своего профессионального праздника рассказал о том, как создавался архив, а также о последних интересных проектах.
Стол, стул, шкаф и ключ
Архив кинофотофонодокументов является единственным в Беларуси хранилищем аудиовизуальной информации. Он берет свое начало с 1941 года. Тогда вышло постановление Совета Министров о создании Центрального государственного архива фотофонокинодокументов БССР. Однако Великая Отечественная война помешала воплощению в жизнь принятого решения.
Лишь в 1944 году в освобожденной столице открыли архив.
В рабочем штате числилось всего 5 человек, и каждый сотрудник имел боевое прошлое
В то время учреждение находилось в соборе Святых апостолов Петра и Павла в Минске. Делить церковное здание приходилось с другими архивами.
– Поначалу архив не имел отдельного здания и даже помещения. Стол, стул, шкаф, ключ – вот и все немудреное имущество, – рассказывает Михаил Гарелик.
Однако именно с 1944 года фонды учреждения стали пополняться. Документы передавались из частных коллекций, фондов предприятий, киностудий, а в более позднее время – из телестудий и телецентров.
Эпоха расцвета
– Если говорить о фотодокументах, то первыми наш фонд пополнили 10 тысяч позитивов немецкой трофейной фотопленки, – отмечает Михаил Гарелик.
В 40-х годах эти фотодокументы постоянно использовались в ходе оперативно-следственной работы, организованной в связи с военными преступлениями на территории нашей страны
С каждым годом фонды архива пополнялись – приходили фотодокументы от редакций газет и журналов. Затем, в 1956 году, появились и кинодокументы. Этому в значительной мере поспособствовала «Инструкция о порядке учета и хранения фотодокументов в учреждениях, предприятиях и организациях Союза ССР» от 31 июля 1944 г., которая обязывала госучреждения сдавать аудиовизуальные документы в архив.
В 1949-м в распоряжение архива было передано здание церкви-часовни Святой Марии-Магдалины на закрытом Сторожевом кладбище г. Минска. Начался период расцвета учреждения. Увеличился штат сотрудников, круг деятельности стал гораздо шире.
Фонды архива также расширялись. Во многом благодаря Белорусскому телеграфному агентству и редакциям газет и журналов. А в 1961 году представилась возможность пополнять фонды частными коллекциями.
Первыми начали сдавать материалы фотокорреспонденты, в том числе военные. Большое количество фотоколлекций было передано в архив фронтовиками
Активно шло сотрудничество с союзными республиками. Нередко происходил обмен материалами с архивами союзных республик – Литовской, Латвийской, Грузинской, Украинской ССР, РСФСР.
В 1965 г. в распоряжение архива были переданы Республиканская лаборатория по реставрации и микрофотокопированию документов и лаборатория Центрального государственного исторического архива.
В связи с отсутствием специализированного помещения и подходящих условий хранения встал вопрос о строительстве нового здания архива. Его возведение было завершено в 1987 году в Дзержинске
21 мая 1993 года учреждение было переименовано в Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов и включено в сеть республиканских государственных архивных учреждений.
«У нас есть информация практически обо всем, что связано с современной историей Беларуси»
– В фонотеке архива можно найти записи голосов с памятных мероприятий и партийных собраний, радиопередач и спектаклей. Фонд кинодокументов включает киножурналы «Советская Белоруссия», «Новости дня», «Пионер Белоруссии», «Наука и техника», – рассказывает Михаил Гарелик. – В фондах архива хранится большое количество художественных фильмов производства киностудии «Беларусьфильм». Наиболее ранние из них являются немыми. Архивные кинодокументы жанрово и сюжетно очень разнообразны.
На сегодняшний день фонды архива – это свыше 280 тысяч фотодокументов, более 55 тысяч кинодокументов, 8 тысяч видеодокументов и свыше 22 тысяч фонодокументов
Кинодокументы хранятся на 35-мм и 16-мм кинопленке. Фонодокументы – на виниловых и графитовых грампластинках, магнитной ленте, аудиокассетах, компакт-дисках. Носители фотодокументов представляют собой позитивную и негативную пленку, негативы на стекле, фотоотпечатки, слайды. Фонды фото- и фонодокументов в настоящее время полностью оцифрованы. Ведется работа над оцифровыванием кинодокументов.
В зоне доступа
Сегодня одним из важных направлений работы архива является популяризация хранящихся в нем документов. Архив принимает экскурсии, организует фотовыставки, проводит выездные ретроспективы. Современные технологии позволяют представить архивные документы для самой широкой аудитории и в различных формах. Так, например, появились новые интересные проекты «В открытом доступе» и «История оживает в кадре». Занимаются ими ведущие архивисты отдела использования документов и информации Михаил Гарелик и Елена Третьяк.
Работа над телепроектом «В открытом доступе» была начата по поручению премьер-министра Беларуси Романа Головченко, который посетил архив 5 августа 2022 года. Тогда было принято решение развивать деятельность по популяризации архивных фондов и укреплять сотрудничество с Белтелерадиокомпанией.
– Вначале мы не знали, как будет называться проект. Было предложено два варианта: «Открытый архив» и «В открытом доступе». Обсудили этот вопрос с завотделом новостей культуры АТН Михаилом Ревуцким и решили остановиться на втором названии, – вспоминает Михаил Гарелик.
Формат проекта – короткие трехминутные ролики, посвященные какому-либо аспекту нашей истории. Они выходят в середине трансляции телепередачи «Панорама»
С начала реализации проекта в октябре 2022 года вышло более 50 роликов. Их можно увидеть на телеэкранах раз или два раза в неделю.
– Большое внимание уделяется исторической памяти о Великой Отечественной войне. Эта тема проходит красной нитью через весь проект. Нами были подготовлены материалы про коллаборационистов, военные преступления, мы рассказали об освобождении городов Беларуси. Сделали ролики к 9 Мая и 22 июня, – отмечает Михаил Гарелик. – Еще один тематический блок – актуальное к текущим событиям. К примеру, как-то два месяца не было дождя, и мы сняли ролик «Жара». Я нашел кинохроники 60–70-х годов о борьбе с засухой, о мерах, которые тогда принимались. Очень интересно было на все посмотреть и затем сравнить прошлое и настоящее.
Часто архив создает ролики к памятным дням или профессиональным праздникам. Выходят материалы и к таким актуальным событиям, как, например, летняя вступительная кампания в вузы. В июне можно было увидеть интересную хронику о том, как советская молодежь сдавала экзамены.
Предполагалось, что проект «В открытом доступе» будет краткосрочным. Однако он нашел живой отклик у людей (многие даже находили в хрониках себя!), поэтому его решили продлить до конца 2023 года.
Живая история
Архив кинофотофонодокументов не только сотрудничает с телеканалами, но и старается быть популярным в интернет-пространстве.
Одним из новых проектов, реализуемых архивом, является проект «История оживает в кадре». Отражая ключевые события жизни страны в советский и современный период, он ставит своей целью создать наглядное представление о политических событиях, экономических преобразованиях и процессах, происходивших в БССР. В первых выпусках повествуется о различных явлениях в советском социокультурном измерении: проведение субботников, празднование Первомая, деятельность комсомола. Радует, что у нас в стране есть БГАКФФД – современное архивное учреждение с разнообразными и очень интересными направлениями деятельности.