Меню
Государственное предприятие "Водоканал Дзержинского района"

«Социальная политика» с Ириной Костевич. Депутат парламента — о новациях законов по вопросам государственного социального страхования

«Социальная политика» с Ириной Костевич. Депутат парламента — о новациях законов по вопросам государственного социального страхования

Одним из элементов системы социальной защиты является государственное социальное страхование, цель которого обеспечить гарантиигражданам на получение пенсий, пособий и других выплат при наступлении таких страховых случаев, как достижение пенсионного возраста, болезни (включая инвалидность), потерю кормильца. Данный вид страхования регулируется 3 законами, а в июне данная законодательная база была модернизирована. Давайте разберемся, для чего нужно государственное социальное страхование и какие новации нас ожидают.

Для начала нужно отметить, что действующая в Беларуси система государственного социального страхования основана на общепринятых в мировой практике принципах всеобщности, обязательности и гарантированности. Управление средствами данного вида страхования осуществляет Фонд социальной защиты населения (ФСЗН), который находится в подчинении Министерства труда и соцзащиты.

Государственному социальному страхованию подлежат все граждане, работающие по трудовым и гражданско-правовым договорам, индивидуальные предприниматели и самозанятые. Взносы составляют суммарно 35%, из которых: на пенсионное страхование – 29% (28% перечисляет работодатель, 1% удерживается из зарплаты или вознаграждения у работающего гражданина), на социальное страхование – 6%.

Важно знать! Право на выплаты по государственному социальному страхованию приобретается в зависимости от уплаты взносов.

Миллиардная забота

Несколько слов о бюджете ФСЗН. Основным источником доходов этого бюджета являются страховые взносы, которые составляют почти 92%. Так что сколько предприятия, организации и работающие белорусы заплатили взносов, столько и направляется на выплату пенсий нашим родителям, бабушкам и дедушкам и пособий нашим деткам. И, конечно же, на повышение этих выплат. Но надо отметить, что основной вклад в доходную часть формируют юридические лица (почти 99%). На индивидуальных предпринимателей и самозанятых приходится только 1% в доходах ФСЗН.

Итак, поговорим о расходах. Их объем действительно меряется не одним десятком миллиардов рублей.

За 2024 год на социальные выплаты было направлено более 28 млрд рублей.

Основные расходы – это выплата трудовых пенсии – почти 23 млрд. Из них более 93 млн рублей составили расходы за услуги почте по выплате пенсий, включая доставку ее на дом. Так что, как видим, этот супер-сервис со стороны государства стоит немало.

На выплату семейных пособий и оплату больничных направлено более 5 млрд рублей.

Законы от жизни

Механизмы государственного социального страхования постоянно совершенствуются. Так, в июне Палатой представителей во втором чтении принят законопроект «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения». Он направлен на корректировку отдельных норм в связи с практикой их применения, а также принятием новых законодательных актов. Необходимо отметить 4 основных изменения.

Первое. Изменения, обусловленные вступлением в силу с 1 октября 2024 года новых норм законов по вопросам предпринимательской деятельности. В связи с этим законопроектом расширяется круг участников госсоцстрахования.

Так, обязательное участие предусматривается для граждан, осуществляющих самостоятельную профессиональную деятельность:

•        плательщики ремесленного сбора,

•        плательщики сбора в сфере агроэкотуризма,

•        плательщики единого налога.

Обязательство не распространяется для указанных граждан, если они уже являются получателями пенсии.

Добровольное участие в госсоцстраховании расширяется за счет лиц, осуществляющих:

•        ведение личного подсобного хозяйства,

•        реализацию лекарственных растений и дикорастущей продукции,

•        деятельность третейских судей и медиаторов.

Второе изменение касается важной новации, на которую был запрос со стороны самозанятых. Физическим лицам, являющимся плательщиками налога на профессиональный доход, предоставляется право добровольной доплаты взносов в бюджет фонда на пенсионное страхование для формирования своих пенсионных гарантий.

Третья новация направлена на совершенствование подходов по уплате взносов индивидуальными предпринимателями. Итак, для ИП – плательщиков подоходного налога устанавливается следующее:

— если получил доход за год до 12 минимальных заработных плат, то взносы в бюджет фонда уплачиваются из фактического дохода в размере 35% (в действующем законодательстве – не ниже, чем из размера 12 МЗП);

— если получил доход за год от 12 МЗП и выше, то взносы уплачиваются из 12 МЗП либо по его желанию из большей суммы в размере 35% (аналогично, как в действующем законодательстве).

Для ИП – плательщиков единого налога взносы уплачиваются не менее 35% из МЗП за месяцы уплаты единого налога.

Позитивным для ИП является норма по обеспечению полной автоматизации процессов их взаимодействия с ФСЗН, что позволит снять с индивидуального предпринимателя всю нагрузку по администрированию и формированию социальных и пенсионных прав.

Так, расчет суммы взносов и формирование документов персонифицированного учета будет выполнять ФСЗН. Финансовые же обязательства ИП по взносам будут основываться на информации о доходе ИП, предоставленной Министерством по налогам и сборам.

К слову, по просьбе ИП переносятся с 1 марта на 31 марта года, следующего за отчетным, сроки уплаты ими взносов в Фонд социальной защиты населения.

Четвертая новация направлена на борьбу с зарплатами «в конвертах». В чем проблема и почему нужна эта норма? Нередко фактическая заработная плата некоторых работников коммерческих организаций значительно выше той, которая отражена в бухгалтерских документах, а разница в сумме выплачивается «в конверте». Таким способом руководители организаций уходят от отчислений в бюджет ФСЗН.

Вместе с тем обман государства порой обходится дорого. Мотивируя работника согласиться на выплату заработной платы «в конверте», наниматель умалчивает, что работник теряет социальную защищенность. В результате человек, который соглашается на работу без заключения с ним трудового договора и, соответственно, на получение заработной платы «в конверте», лишает себя права на получение выплат по государственному социальному страхованию, таких как пенсия и оплата больничных.

Государство, видя эту проблему, ужесточило подходы как к работодателям, выплачивающим зарплату «в конвертах», так и к работникам, получающим такие выплаты.

В случае установления такого факта для работодателей предусмотрена норма, снимающая ограничение по начислению взносов в бюджет фонда из пяти средних зарплат по республике. В результате уплата взносов будет производиться из фактических выплат работнику, но не ниже 1/30 пятикратной величины средней заработной платы в республике за каждый день работы с выплатой заработной платы «в конвертах».

Для работников, получающих зарплату «в конвертах», в страховой стаж для пенсии будут учитываться выплаты из размера МЗП.

Но надо понимать, что цель такого подхода – упредить и не допустить. Эта норма носит превентивный характер, соблюдение которой позволит избежать «наказания рублем».

Торговый дом "Лагуна"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59