Меню
Государственное предприятие "Водоканал Дзержинского района"

Алексей Богданов: Развитие конкуренции, «мягкое право» и борьба с картелями. Как работает антимонопольное ведомство Беларуси

На заре становления независимости Беларуси с развитием рыночных отношений, в основе которых конкуренция, потребовались новые инструменты и нормы государственного регулирования. С этого момента берет свое начало история антимонопольного ведомства Беларуси. Итоги его 30-летней работы подведены на международной конференции в Минске. О развитии конкуренции в цифровую эпоху, борьбе с картельными сговорами и злоупотреблениями, эффективности «мягкого права», параллельном импорте и планируемых новациях в госзакупках рассказал министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов.

30 апреля 1992 года было принято решение о создании Комитета по антимонопольной политике при Совете Министров Беларуси. Позднее, в декабре 1992-го, принят первый антимонопольный закон. Это был один из первых законов страны, направленных на развитие предпринимательства в новых условиях для экономики. «За весь период существования антимонопольное ведомство Беларуси претерпело немало трансформаций. В результате в сентябре 2016 года было создано Министерство антимонопольного регулирования и торговли, которому перешли функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции. Так начался новый этап антимонопольного регулирования в нашей стране. Мы достаточно успешно интегрировались в систему международного сотрудничества в сфере защиты конкуренции», — отметил министр.

Развитие конкуренции

Алексей Богданов подчеркнул, что здоровая конкурентная среда основывается на нормативной правовой базе и принимаемых антимонопольным органом мерах по устранению ограничений на рынке. При этом нормативные документы важно своевременно обновлять. «Все годы работы антимонопольного ведомства наше законодательство постоянно совершенствовалось, включая в себя лучшие практики регулирования», — добавил он.

Обновленный в 2018 году закон о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции признан соответствующим нормам типового закона ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию) и передового международного опыта юрисдикций с развитой экономикой. Но важно продолжать совершенствовать законодательные нормы. «В связи с этим мы подготовили очередные изменения закона, направленные на совершенствование подходов по противодействию злоупотреблению доминирующим положением. Поправки касаются также требований к закупкам, порядка установления нарушений антимонопольного законодательства», — констатировал глава антимонопольного ведомства.

Кроме того, с целью формирования условий для развития конкурентной среды и совершенствования подходов по регулированию внесены изменения в закон «О естественных монополиях». «Полагаю, что итоги сегодняшней конференции позволят выработать дополнительные подходы по совершенствованию нашего законодательства», — считает Алексей Богданов.

Картельные сговоры и другие злоупотребления

Правоприменительной практике в работе МАРТ уделяется особое внимание. «Мы постоянно совершенствуем подходы и вырабатываем алгоритмы для пресечения самых негативных для конкуренции нарушений — картельных сговоров. В 2021 году МАРТ раскрыл картельный сговор на рынке средств защиты растений. Компании заключили соглашение об установлении ценовых порогов, ниже которых нельзя было снижать цены на торгах. Еще один картель выявлен в области закупок гофротары», — проинформировал министр.

Одним из важных направлений является защита прав потребителей на цифровых рынках. В этой сфере значимым расследованием МАРТ стало «дело Google». Компания ограничивала доступ на рынок разработчикам приложений. Сумма штрафа составила порядка Br1,4 млн.

Еще одно интересное дело связано с производством напитка «Буратино». МАРТ установил нарушение антимонопольного законодательства в действиях одного из производителей, который необоснованно запрещал конкурентам использовать данный товарный знак. Злоупотребление доминирующим положением установлено и на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с отказом в оказании услуг по их захоронению.

Принимаемые меры оказывают положительное влияние на состояние конкуренции, защиту интересов участников рынка, а также на снижение уровня цен, подчеркнул Алексей Богданов. «Однако при расследовании антимонопольных и антиконкурентных сговоров мы сталкиваемся с проблемами доступа к электронной переписке субъектов по техническим каналам связи, что не позволяет получать прямые доказательства по рассматриваемым делам. Решение данной проблемы мы видим во взаимодействии государственных органов. С этой целью проработан вопрос о заключении соглашения с Комитетом государственного контроля, которое позволит получать результаты оперативно-разыскной деятельности от правоохранительных органов. Это повысит доказательную базу по принимаемым МАРТ решениям», — поделился планами он.

Ценовое и антимонопольное регулирование

В нынешних условиях органам-регуляторам приходится применять жесткие меры. «Введение ценового регулирования позволяет временно устранить существующие на рынке проблемы. Однако оно может повлечь за собой риски, связанные с дефицитом товаров и ухудшением экономических показателей деятельности субъектов. Поэтому долгосрочной задачей мы видим расширение применения инструментов антимонопольного регулирования, то есть мер экономического воздействия. Они позволят устранить имеющиеся барьеры, насытить рынок товарами, пресечь недобросовестные действия и снизить цены», — сказал министр.

Госзакупки и параллельный импорт

Какие же направления считает перспективными антимонопольное ведомство? Во-первых, совершенствование законодательства в области закупок. А именно перевод процедуры закупки из одного источника в электронный вид. А также установление запрета на участие в госзакупках аффилированных лиц, чтобы повысить прозрачность и создать конкурентные условия, а также предупредить сговоры. «А для исключения предъявления излишних и необоснованных требований в настоящее время проводится работа по созданию каталога товаров. Туда будут включаться типовые требования к описанию отдельных видов товаров и услуг, обязательные к исполнению заказчиком. Такая платформа есть в РФ, и мы решили разработать свою аналогичную с учетом наших особенностей», — добавил Алексей Богданов.

Он также обратил внимание на то, что ограничение в поставках товаров со стороны западных стран стимулирует переход к более эффективному использованию имеющихся в стране ресурсов, к поиску новых партнеров. «Вместе с тем имеется ряд товаров, поставки которых в страну могут быть обеспечены путем введения механизма параллельного импорта. Это позволит прежде всего насытить внутренний рынок товарами как потребительского, так и промышленного назначения. И, как следствие, снизить цены. Данный нормативный акт разработан и находится на согласовании в правительстве», — сообщил министр.

Цифровые рынки

Некоторые цифровые платформы стимулируют развитие конкуренции и позволяют снизить цены за счет оптимизации взаимодействия участников рынка. Вместе с тем такие рынки требуют пристального внимания в части антимонопольного регулирования и защиты прав потребителей.

Одним из элементов развития цифровых рынков является биржевая торговля. «Созданная на Белорусской универсальной товарной бирже площадка импортозамещения открывает широкие возможности по нивелированию санкционного давления на нашу страну и широкого участия поставщиков из других стран. Площадка позволяет оперативно, с минимальными рисками находить аналоги товаров, требующих импортозамещения, расширять круг покупателей и выходить на новые рынки сбыта», — обратил внимание Алексей Богданов.

Тем самым решаются две важные задачи: внутренний рынок насыщается товарами критического импорта, а предприятия получают стимул для освоения новых товарных ниш и выпуска конкурентоспособных аналогов импортной продукции. Кроме того, площадка открывает перспективы для развития биржевой торговли между дружественными странами.

«Мягкое право»

По словам главы антимонопольного ведомства, в связи с введением института «мягкого права» наблюдается снижение количества нарушений по отдельным категориям. «Акценты сместились от прямого применения мер административной ответственности в сторону превентивных и разъяснительных мер реагирования. Это особенно актуально в русле последовательно проводимой в стране работы по улучшению бизнес-среды. Превентивные меры позволяют оперативно устранить ограничивающие конкуренцию действия, восстановить справедливые условия на рынке, снизить цены, не прибегая к прямым мерам ответственности», — отметил он.

Алексей Богданов подчеркнул, что справедливая конкуренция имеет большое значение для общества и государства, так как позволяет обеспечить оправданные, экономически обоснованные цены. Поэтому цель проводимой МАРТ антимонопольной политики — обеспечить разумные и равные условия для работы на товарных рынках.

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59