Меню
Государственное предприятие "Водоканал Дзержинского района"

К 80-летию Великой Победы. О чем молчат обелиски. Партизанский край Боровое

К 80-летию Великой Победы. О чем молчат обелиски. Партизанский край Боровое

Немало героических страниц в летопись Великой Отечественной войны вписали жители Боровского сельсовета. Как символ их ратного подвига – величественный обелиск, установленный в центре агрогородка Боровое.

С первых дней оккупации в деревнях Боровое и Касиловичи начало зарождаться антифашистское подпольное сопротивление. В состав этих небольших групп вошли люди разных профессий и возрастов.

Значительно укрепили ряды боровских и касиловичских подпольщиков и красноармейцы, попавшие в окружение под Новогрудком. Они двигались по занятой гитлеровцами территории из Рубежевичей в сторону Минска, но, узнав, что столица уже занята врагом, укрылись в лесах недалеко от деревень Бакиново и Костевичи. Ими командовали старший батальонный комиссар Сергей Рыжак и кадровый политработник артиллерийского полка Алексей Мурашов. Установить связь с местными патриотами им помог житель деревни Новая Рудица Семен Юхович. Через него красноармейцы стали получать продукты питания, медикаменты, одежду, которые для них собирали жители близлежащих деревень. Эта работа значительно активизировалась, когда к подпольщикам примкнул бывший до войны председателем Боровского сельского Совета Нестор Лишневец.

В конце июля 1941 года в доме Эмилии Быстримович в Боровом собралась группа патриотов, чтобы окончательно оформить подпольную организацию. Сначала, для виду, они играли в домино, а затем Алексей Мурашов предложил объединиться для совместной борьбы с оккупационным режимом. В тот день согласие войти в состав подпольной организации дали Эмилия Быстримович, Александра Сугак, Семен Юхович, Михаил Голубцов, Нестор Лишневец, Семен и Вера Быстримович, Николай Будник, Вера Плисковская, Степан Амброжевич, Иосиф Железняк, Иван Бижако, Адольф Карницкий, Иосиф Жидович, Василий Слепченко, Иван Черей, Владимир Щуплик, Владимир Стельмах, Сергей Живицкий, Юрий Казарин.

Первым поручением для них стало приобретение медикаментов и перевязочного материала в медпунктах деревень Боровое, Негорелое и Рубежевичи, а также сбор оружия и продовольствия

Михаил Голубцов и Иван Бижако помогли красноармейцам выкопать в лесу землянку и оборудовать ее железной печкой. Однако осенние заморозки показали, что в таком жилище пережить зиму невозможно. И тогда было принято решение распределить всех бойцов по домам у надежных людей. Все ждали весны, чтобы снова вернуться в лес и продолжить борьбу с оккупантами.

В начале марта 1942 года на квартире у подпольщицы Эмилии Быстримович вновь состоялась встреча. Помимо активистов местного подполья Семена Юховича, Сергея Рыжака и Алексея Мурашова, там присутствовало руководство Дзержинского подпольного комитета «Смерть фашизму». Разговор был долгим и серьезным. Его итогом стало решение о координации работы дзержинских и боровских подпольщиков. Тогда же возникла идея о создании партизанского отряда. В тот же день единогласно ему было присвоено имя Сталина. Командиром был избран бывший батальонный комиссар Сергей Рыжак.

С наступлением тепла всем красноармейцам, находившимся на зимних квартирах, был отдан приказ собраться в Бакиновском лесу, где в дубраве Коноплище уже обосновались группы Рыжака и Мурашова. В конце апреля к ним присоединилась группа подпольщиков, работавших в Минске на ТЭЦ. Их возглавлял Николай Ярославцев. Получив заметное подкрепление, партизаны, в рядах которых к тому времени насчитывалось  около сотни человек, представляли хорошо организованный отряд. И случай проявить себя им вскоре представился.

В середине апреля 1942 года по доносу провокатора оккупационные власти напали на след Касиловичской и Боровской подпольных групп

Были арестованы Адольф Карницкий, Владимир Щуплик, Сергей Юхович, Александр Козел, Петр Сороко, Владимир Стельмах, Сергей Живицкий и Нестор Лишневец. Партизаны предприняли попытку освободить своих товарищей, совершив налет на тюрьму в гарнизоне райцентра, куда отконвоировали арестованных, однако боровских подпольщиков там не оказалось. По стечению обстоятельств их отправили для допроса в гестапо города Минска. По дороге Нестор Лишневец выпрыгнул из кузова машины и пытался бежать, но был убит карателями. А на следующий день в центре города, где была установлена виселица, состоялась публичная казнь боровских подпольщиков. Тела принявших мучительную смерть патриотов были похоронены в братской могиле в деревне Боровое.

Жестокая расправа над подпольщиками потрясла партизан, и они решили отомстить за смерть своих боевых товарищей

Ранним утром 30 апреля вооруженный отряд из Бакиновского леса устроил засаду у дороги Дзержинск – Столбцы, недалеко от деревни Вишневки, куда специально созданный хозяйственный батальон немцев ездил заготавливать лес для строительства казарм. Вскоре появились три мотоцикла и восемь машин с гитлеровцами. Забросав их гранатами, партизаны открыли огонь из пулеметов и автоматов. После боя, собрав трофеи, народные мстители без потерь скрылись в лесу.

Но уже через несколько дней гитлеровцы окружили партизанскую стоянку в Бакиновском лесу.  Белорусские патриоты решили вступить в открытый бой с превосходящими силами противника. Буквально в считаные минуты бойцы заняли круговую оборону на заранее подготовленных позициях и открыли огонь по врагу. Бакиновский бой длился около шести часов, но партизаны, прорвав кольцо окружения, ушли в Налибокскую пущу. Устроив там новый лагерь, бойцы отряда имени Сталина продолжали контролировать территорию Боровского сельского Совета, и борьба с врагом стала принимать все более ожесточенный характер.

В январе 1943 года была раскрыта явочная квартира подпольщицы из Борового Эмилии Быстримович. Мужественную патриотку истязали на допросах в застенках гестапо. Не выдав своих товарищей, она была казнена гитлеровскими палачами, а ее тело брошено в лесу недалеко от Борового. Похоронена односельчанами на гражданском кладбище.

Исключительный по степени жестокости и коварства случай произошел с семьей Семена Юховича («дяди Клима»), известного подпольщика из деревни Новая Рудица

Когда летом 1943 года за ним началась слежка и нависла угроза ареста, его решили переправить в лес. Партизаны ворвались в дом «дяди Клима» и, облив его красной краской, чтобы создать видимость  побоев, на виду у всех жителей деревни увезли с собой в лес якобы на расстрел. Инсценировка удалась, и семью не трогали за связь с патриотами. Но беда пришла откуда не ждали. Об истинной картине захвата Семена Юховича узнала его родная сестра. Она была в ссоре с братом и за старые обиды решила ему отомстить. По ее доносу каратели арестовали семью подпольщика. Его жена и малолетние дети погибли в застенках СД.

Сам Семен Юхович возглавил партизанский отряд в бригаде имени Сталина и беспощадно бил оккупантов. В феврале 1944 года с группой бойцов попал в засаду недалеко от деревни Новая Рудица. В жестокой схватке с врагом все погибли. Его вместе с боевыми друзьями похоронили на гражданском кладбище деревни Лучицы.

Памятник отважному подпольщику и партизану Семену Юховичу («дяде Климу») на гражданском кладбище деревни Лучицы

По данным государственной комиссии, за годы нацистской оккупации в Боровском сельском Совете погибло 109 мирных жителей

В том числе: в деревнях Боровое – 38, Волка – 4, Касиловичи – 16, Кулики – 6, Лучица – 15, Новая Рудица – 9, Полоневичи – 5, Папки – 8, Петрашевичи – 5, Садковщина (сожжена вместе с жителями) – 96, Сыроватки (Журавинка) – 2. Каратели уничтожили 93 дома в  четырех населенных пунктах.

В историко-документальной хронике «Память. Дзержинский район», в разделе «Боровской сельский Совет», перечислены имена 66 партизан и подпольщиков, погибших в годы Великой Отечественной. Многие из них увековечены на гранитных памятниках и плитах, установленных повсеместно в сельском Совете.

В 1980 году, в честь 35-й годовщины Великой Победы, в центре Борового был создан общий мемориальный комплекс в  память о многочисленных людских жертвах. Яркий символ героического прошлого этого партизанского края.

Виктор УРАНОВ

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59