Лестница в небеса. О работе эскалаторов в минском метрополитене — из первых уст
В минской подземке насчитывается 45 эскалаторов и девять пассажирских конвейеров (траволаторов). Как их обслуживают и насколько они безопасны — расскажет «Минск-Новости».
— Эскалаторы абсолютно безопасны, — уверяет начальник дистанции эскалаторов электромеханической службы Минского метрополитена Евгений Шарипов. — По крайней мере за время моей работы ни одного ЧП на эскалаторе по причине неисправности оборудования или по вине наших работников не было.
Работает Е. Шарипов в метрополитене немало — 14 лет. Начинал слесарем-электриком, потом трудился электромехаником, старшим электромехаником, мастером, а последние пять лет занимает нынешнюю должность.
Копейка не такая уж мелочь
Около 85 % инцидентов и внеплановых остановок эскалатора происходит из-за неосторожности пассажиров подземки или игнорирования ими правил пользования. Последняя внеплановая (но не техническая) остановка движущейся лестницы произошла в конце лета на ст. м. «Площадь Ленина». Пассажирка при подъеме шпилькой угодила в узкий проем настила, и каблук заехал под входную площадку. Однако автоматически сработала блокировка — обошлось без травм.
Что касается остальных 15 %, то в основном виновниками опять же являются пассажиры, которые роняют на движущееся полотно различные предметы.
— Это чаще всего монеты, — уточняет Е. Шарипов. — У нас очень чувствительное оборудование, которое моментально реагирует на малейшую нештатную ситуацию. Эскалатор сразу же блокируется.
На каждой станции есть дежурный поста централизации. На «Юбилейной площади» в день нашего визита дежурила Анастасия Егорова. Ее задача — контролировать не только работу автоматики, но и всего персонала станции через множество настольных и настенных мониторов, где отображается вся жизнь станции в режиме реального времени. Так, если на пульте зеленая стрелка траволатора не движется, это говорит о том, что он перешел в режим ожидания, потому что пассажиров на нем нет. Такая же система датчиков и на эскалаторах, что позволяет экономить 60–70 % электроэнергии и увеличить ресурс их работы. На каждой эскалаторной площадке установлены видеокамеры: благодаря им дежурные видят, что произошло, и могут мгновенно отреагировать на любую ситуацию.
Высокий подъем
«Юбилейная площадь» — самая глубокая станция минской подземки: она расположена в 30 м под землей.
— Здесь работает самый длинный эскалатор метро с высотой наклона 14,1 м, а это 197 металлических ступеней, — поясняет Е. Шарипов. — Самый короткий находится на станции «Площадь Якуба Коласа» — всего 5 м и 80 ступеней.
Если на одном из механизмов происходит нештатная ситуация, к примеру, падение пассажира, дежурный по станции сразу же отключает оборудование и включает резервный эскалатор. А также ставит в известность диспетчера электромеханической службы, который информирует об этом вышестоящее руководство. На эти действия уходят секунды. Затем на станцию прибывает дежурный машинист и после осмотра оборудования составляет служебный протокол расследования вместе со специалистами причастных подразделений.
Общая длина всех эскалаторов Минского метрополитена — около 2 км, а пассажирских конвейеров (траволаторов) — 420 м.
Ресурс — полвека
Станция «Юбилейная площадь» имеет четыре уровня: спускаемся в машинное отделение одного из эскалаторов на самый нижний из них. Это святая святых, поэтому вход посторонним сюда воспрещен. У нас был специальный разовый пропуск.
— Пассажиры видят на станции лишь лестничное полотно и боковые балюстрады эскалатора, но это, как говорится, лишь вершина айсберга, — рассказывает Е. Шарипов. — Около 80 % всего эскалаторного оборудования смонтировано именно здесь.
Так как на «Юбилейке» находится пересадочный узел на вторую линию метро, здесь в часы пик одновременно работают две дорожки на подъем и одна на спуск, чтобы люди не скапливались на платформе.
— На «Октябрьской» в это время пассажиров больше, поэтому включаются все четыре дорожки, — продолжает Е. Шарипов. — Скорость их движения постоянная и составляет 0,75 м/с, за исключением только двух эскалаторов на пересадочной станции «Вокзальная», которые двигаются чуть медленнее — 0,5 м/с.
Ресурс работы этого оборудования при соблюдении всех регламентных работ — 50 лет. Первый капремонт производят через 150 тыс. км пробега, второй — еще через такой же промежуток и т. д. В прошлом году четыре эскалатора прошли капремонт с заменой тяговых цепей, бегунков, всех ступеней, других механизмов и частей. Регулярно выполняется профилактический ремонт. Раз в год все эскалаторное оборудование проходит также техническое освидетельствование специалистами «Госпромнадзора».
Свое, белорусское
Здесь же, на «Юбилейной площади», Е. Шарипов обращает наше внимание на экран в машинном зале, где в режиме реального времени выводятся все данные работы эскалатора: пробег вплоть до миллиметра, скорость движения, тормозной путь, температура и другие параметры. При возникновении нештатной ситуации программный комплекс даже показывает проблемный узел и подсказывает, где неисправность. Разработан и изготовлен он, подчеркивает собеседник, белорусскими специалистами.
К слову, в Минском метрополитене устанавливают только отечественные эскалаторы и траволаторы. Белорусские эскалаторы производит солигорский Институт проблем ресурсосбережения. Это же предприятие обеспечивает метрополитен и запчастями к старым российским и украинским механизмам. Траволаторы и лифты для подземки выпускает «Могилевлифтмаш». Особых нареканий на качество отечественной продукции у метрополитеновцев нет.
В штате дистанции эскалаторов электромеханической службы метрополитена — 144 человека. 11 бригад, работающих в круглосуточном режиме, обеспечивают работу 45 эскалаторов и девять пассажирских конвейеров (траволаторов), в каждом из которых по 2–4 направления движения, причем почти все дорожки реверсные.
В ведении этой службы также 56 лифтов, 23 наклонные и семь вертикальных подъемных платформ, 15 мобильных гусеничных подъемников для людей с ограниченными возможностями.
Не пренебрегайте правилами
В заключение познавательной экскурсии начальник дистанции эскалаторов электромеханической службы Минского метрополитена напомнил правила безопасного поведения и пользования пассажирами эскалаторным оборудованием.
- У пассажира обязательно должны быть завязаны шнурки на обуви, длинное платье нужно приподнять. Надо очень аккуратно становиться на ступеньку, если носите обувь на шпильках. Нельзя прислоняться к боковым стенкам балюстрады.
- При подъеме или спуске по эскалатору не рекомендуется бегать и ходить, нужно обязательно держаться за движущийся поручень. Его скорость, кстати, не должна отличаться от скорости движения ступенек более чем на 2 %.
- Детей надо всегда держать за руку, а малышей — на руках. Коляску помогут переместить работники станции.
- Не торопитесь успеть на прибывший состав, несколько выигранных минут могут вылиться в серьезную травму.
- Вверху и внизу всех дорожек эскалаторов расположены красные кнопки экстренной остановки, которыми при надобности могут воспользоваться и пассажиры.