Школьный психолог Екатерина Соболевская о профессиональном пути, трудностях и победах
Значимость педагога-психолога в системе образования многие недооценивают. А ведь этот специалист нацелен на постоянный контакт со школьниками и оказание им психологической помощи. Да и сама профессия весьма увлекательна: перед психологом ежедневно возникает множество задач, последовательность и сочетание которых невозможно предугадать. Добавьте сюда массу разнообразных эмоций и… вдохновение. О буднях специалиста такого профиля беседуем с Екатериной Соболевской, педагогом-психологом средней школы №2 г. Дзержинска.
От просто профессии – к работе мечты
– Выбор специальности – сложный и ответственный момент для любого из нас. По сути мы выбираем свою судьбу. Как вы пришли в школьную психологию, учитывая, что особого престижа эта профессия пока не имеет?
– Действительно, от выбранной профессии зависит дальнейшая жизнь человека, поэтому подходить к этому нужно со всей ответственностью. Но в моем случае можно сказать, что не я выбрала профессию, а она – меня. Изначально я хотела поступать абсолютно на другую специальность. Однако при подаче документов в БГПУ имени Максима Танка случайно получилось пообщаться с куратором факультета психологии. Она предложила поступать на данную специальность, и я вдохновилась этой идеей.
– А как вы сами оцениваете свой выбор: неужели здесь все произошло лишь по воле случая?
– Считаю свой приход в профессию хоть и случайным, но осознанным. Потому что я всегда хотела работать с людьми. Студенческие годы были насыщенными и интересными, они быстро пролетели. Я с удовольствием постигала новые знания. И в ходе обучения приобрела не одну, а целых две специальности: педагог-психолог и педагог социальный.
– А кем мечтали стать в детстве?
– Хотела стать медицинской сестрой. Это было наше общее решение с подружкой-одноклассницей. Но в 9-м классе я все обдумала и поняла: это не мое. Не стоит делать выбор, уже заранее предполагая, что он будет неправильным.
Профессиональное становление
– Как долго вы работаете в сфере детской психологии? Где уже удалось применить свои знания и умения?
– Мне нравилось учиться, но применять полученные методические знания на практике было куда интереснее. Поэтому со 2-го курса университета я начала работать. И первой записью в трудовой книжке был детский оздоровительный лагерь «Дружба» в пос. Энергетиков, где два сезона подряд работала воспитателем. А уже на 4-м курсе решила строить карьеру по специальности и пошла социальным педагогом в среднюю школу №4 г. Дзержинска. Спустя какое-то время наступил перерыв в трудовой деятельности в связи с рождением ребенка, а уже после декретного отпуска устроилась в среднюю школу №2 г. Дзержинска педагогом-психологом. Продолжаю там работать по сей день. В общей сложности в системе образования я уже 10 лет.
Мне нравилось быть социальным педагогом, я серьезно углубилась во все тонкости этого направления, поэтому с некоторой неохотой сменила вид деятельности после перевода во вторую школу. Для того чтобы начать путь в качестве психолога, пришлось многое вспомнить, а некоторые моменты вообще осваивать с нуля. Это был настоящий выход из зоны комфорта, на который добровольно я вряд ли бы решилась. Но меня «подтолкнула» директор школы Ирина Каспорская, за что я ей очень благодарна. Она тогда поддерживала меня и направляла, помогала на первых порах и словом, и делом.
– Не жалеете о том, что не продолжили путь социального педагога?
– Нисколько не жалею. Как педагог-психолог я реализовалась в большей мере и чувствую себя гармоничнее. Спустя 5 лет работы в профессии с уверенностью могу сказать, что она мне нравится больше. Здесь масса перспектив для развития, и я понимаю, что это приносит мне успех и удовлетворение от того, что делаю.
– Психология – довольно обширная сфера. В чем заключаются ваши научные интересы в рамках данной дисциплины?
– Не так давно я отучилась на кризисного психолога Дзержинского района. Сегодня кризисные состояния у детей – довольно частое явление, как и суицидальное поведение, проблемы во взаимоотношениях. Кроме того, обострились другие проблемы: мы столкнулись с горечью утраты близких людей (пандемия сыграла свою роль). Поэтому я реализую себя именно в качестве кризисного психолога и работаю с проблемами в данных сферах.
– Вы занимаетесь только с детьми или еще и со взрослыми?
– Я работаю исключительно с детским населением, потому что считаю, что любой психолог должен быть ориентирован на определенную возрастную категорию. Ведь все сферы в полной мере изучить нереально. Для себя я выбрала детскую возрастную группу.
– Есть ли какие-то увлечения помимо психологии?
– Очень люблю рисовать картины по номерам. Когда взяла в руки свой первый холст, подумала, что это нереально нудно. Но когда приступила к рисованию, поняла, насколько это увлекательно. Мне нравится сам процесс создания «шедевра». А еще это очень терапевтично, ведь когда работают руки – мозг отдыхает. Это помогает расслабиться после тяжелого трудового дня и разгрузить мысли.
Еще очень люблю выпекать торты. Сейчас этим занимаюсь реже, но готовка тоже доставляет огромное удовольствие.
Взрослый подход к детской психологии
– Расскажите, часто ли ученики обращаются к вам, школьному психологу, за помощью в решении своих проблем?
– За время работы в школе я заметила, что дети боятся обращаться к психологу. Вероятнее всего, они приравнивают меня к врачу-психиатру, хотя с моей точки зрения, обратиться к психологу – это не стыдно, а даже престижно. Уверена, что взрослые читатели сейчас понимают, о чем я говорю.
– Как донести до ребят, что обсуждать свои проблемы со специалистом и искать пути выхода из кризисной ситуации абсолютно нормально?
– Если сравнивать ситуацию с обращениями сейчас и в начале моего профессионального пути, то могу отметить, что количество обращений значительно выросло. Конечно, раскрыть свою душу ребенок может далеко не каждому близкому, не говоря уже о школьном психологе.
Я вижу решению данной проблемы в постоянном информировании в школе о пользе обращений, а также донесении того же посыла от авторитетного взрослого (папы или мамы, учителя, близкого родственника). Нужно объяснять ребенку, что в общении с психологом нет ничего зазорного. Ведь за границей поход к такому специалисту – совершенно нормально. И у нас нужно к этому стремиться.
– Психолог в своей работе занимается подбором тех или иных методик исходя из конкретного случая. А есть ли базисные принципы, на основе которых осуществляется взаимодействие?
– Я выстраиваю взаимоотношения с детьми на чувстве эмпатии, стараюсь взглянуть на ситуацию глазами собеседника, проникнуться его мыслями и чувствами. Без этого невозможно помочь. Ведь когда есть понимание того, с чем к тебе обращаются, когда осознаешь всю глубину детской проблемы и знаешь, что ребенок хранит в себе тысячу секретов, без эмпатии никуда.
– Назовите самые главные, на ваш взгляд, качества школьного психолога.
– Первое – это ответственность. Без нее будет сложно выполнять работу качественно. Ведь нужно понимать не только свое предназначение в общем школьном коллективе, но и нести ответственность за тех детей, с которыми взаимодействуешь, за те советы, которые даешь ребенку.
Второе, не менее важное качество, это коммуникабельность. Для того чтобы разобраться с проблемой, нужно ее обсудить, а ребята не всегда готовы к диалогу Приходится применять все коммуникативные умения для того, чтобы найти подход к каждому и выстроить доверительный диалог.
И, последнее (но не по значимости) – следует быть позитивным. Это свойство должно проявляться как внутренне, так и внешне, чтобы иметь возможность заряжать им окружающих.
– Что посоветуете ребятам, которые стоят перед профессиональным выбором и подумывают о профессии психолога?
– Конечно, теория и практика психологии очень разнятся. Однако те академические знания, которые были получены в стенах университета, не только пригодились в профессиональной деятельности, но и помогли во многих спорных ситуациях. Поэтому посоветую внимательно изучать все, что предусмотрено программой вуза.
«Не стоит пренебрегать саморазвитием в избранной сфере, какой бы она ни была. Не важно, что это – психология, математика или кулинария…»
Сейчас нет в моей жизни такого месяца, в который я бы не приобрела очередную книгу, вебинар, курс. Мир идет вперед, и хорошему специалисту обязательно нужно саморазвиваться, чтобы оставаться на плаву и быть квалифицированным в своей сфере.
Текст и фото: Алина ШАКАЛЬ