Койдановские евреи. Ч. 35. Жизнь армейская – судьба еврейская
В конце августа 1827 года российский император Николай I подписал указ о распространении на евреев воинской повинности. Так представители сугубо мирной нации, до этого на протяжении нескольких столетий не бравшие в руки оружия, начали освоение несвойственной им профессии по защите чужого государства. Для еврейских юношей, которые совершенно не были подготовлены к армейским будням, настали непростые времена.
До подписания Высочайшего указа служба евреев в Российской императорской армии заменялась денежной податью. Чтобы избежать рекрутского набора, родители или община вносили в казну за еврейского мальчика налог в размере 500 рублей. Но подобная ситуация вызывала законное недовольство среди христианского населения империи. Вот почему император Николай I решил уравнять условия рекрутской повинности для всех сословий, проживавших в стране. Благодаря этому документу воинская обязанность стала распространяться и на еврейскую часть населения.
Правда, рекрутскому набору подлежали не взрослые молодые люди, а мальчики 12-летнего возраста. Они определялись в так называемые школы кантонистов и только потом, пройдя курс обучения и достигнув 18 лет, переводились в линейные части
Школы кантонистов появились еще во времена правления Александра I. Тогда при гарнизонах начали основывать учебные заведения, в которых проходили обучение солдатские сыновья. Впоследствии в эти школы стали записывать сирот, детей староверов, а также ребят других национальностей и даже потомков поляков, сосланных за участие в восстаниях против России. Дальнейшая служба в армии для выпускников таких учреждений была обязательным условием. И это неудивительно, ведь помимо общеобразовательных предметов с 1824 года там ввели армейские дисциплины – осуществлялась подготовка будущих артиллеристов, инженеров, медиков и топографов. В России существовали 52 подобные школы, которые активно развивались. В 1856 году император Александр II отменил институт кантонистских школ, основав вместо них систему военных училищ.
В соответствии с императорским указом ежегодно еврейские общины должны были рекрутировать по 10 здоровых 12-летних мальчиков от каждой тысячи своих сограждан. Однако, учитывая почти полное отсутствие у евреев документов, очень часто в армию отправлялись подростки гораздо меньшего возраста, отбираемые у беднейших слоев населения штетлов либо у «смутьянов», чем-то не угодивших кагальной верхушке.
Возникло даже целое криминальное направление – похищение детей, которых впоследствии сдавали в рекруты
Для попавших в школы кантонистов еврейских мальчиков начиналась новая жизнь. Их определяли в районы, довольно отдаленные от родных мест, чтобы максимально ограничить их общение с родственниками. Несмотря на то что для мальчиков-иудеев особо оговаривалась свобода вероисповедания, руководство школ прилагало значительные усилия по переводу своих подопечных в православие либо другой вид христианства. Для этого у детей изымались молитвенники.
В то же время ежегодно правительственная статистика сообщала о значительном недоборе евреев по сравнению со списками подлежащих призыву. По данным Главного штаба, в 1885 году 38,8% евреев уклонилось от призыва в армию. По свидетельству современников, призывники сознательно калечили себя, прибегая к помощи подпольных докторов: отрезали себе пальцы на ногах, прокалывали барабанные перепонки и т. д. Это был их своеобразный протест против той юдофобии, которая существовала в русской армии.
Основная масса евреев-новобранцев представляла собой выходцев из бедных семей. В большинстве своем это были хилые, слабо развитые физически юноши, что сразу же ставило их во второразрядное положение в казарменном общежитии. Ограничение начального образования евреев «хедером», незнание часто русского языка и общая безграмотность еще более этому способствовали.
За представителями этой национальности закрепилось унизительное прозвище – «жид пархатый»
Оно появилось вследствие того, что евреи во время службы в армии по привычке не мыли руки и избегали париться в бане, поэтому очень часто болели грибковыми заболеваниями (в народе – паршой). Ко всему прочему у сослуживцев вызывали недовольство такие распространенные черты еврейского характера, как истеричность, нежелание заниматься физическим трудом, природная хитрость, тяга к спекуляциям. Подобное не могло прибавлять симпатий к людям этой национальности в армейской среде.
Русский офицерский корпус в целом не выработал единого отношения к евреям, поскольку являлся неоднородным по своему национальному составу. Однако внутри этой воинской касты было немало антисемитов. Их оскорбляла сама мысль о денщике-еврее, который считался образцом нечистоплотности и неряшливости и якобы склонным к надувательству и шпионажу.
Естественно, что в таких условиях армейская служба для евреев превращалась в тяжелое моральное угнетение. В ответ следовал протест, который выливался в пассивный бойкот требований воинского устава
Однако были примеры и иного характера. Сметливые и добросовестные солдаты-евреи, понимая свое положение, приспосабливались к сложившимся условиям и добивались уважения и признания.
В дальнейшие годы, вплоть до падения Российской империи, условия службы для иудеев все более ужесточались. Им запрещалось служить в ряде частей, а перспективы продвижения по службе становились весьма призрачными. Известен только один случай, когда человек иудейского вероисповедания достиг чина капитана. Этого счастливчика звали Герцель Цам. Данное звание он получил перед выходом на пенсию.
Совсем другое отношение было к евреям, перешедшим в православие
Дело в том, что в императорской России продвижение по службе ограничивалось исключительно по религиозному признаку. Национальность же человека никакой роли не играла. Исходя из этого фактора обрусевшие евреи никаких ограничений по дальнейшему несению военной службы не имели. Таким образом, многие из бывших кантонистов сумели достичь значительных высот в руководстве российской армии, даже получили звания генералов и адмиралов. Подобные достижения для относительно немногочисленного народа свидетельствовали об исполнительности и работоспособности, желании выполнять поставленные перед ними задачи максимально эффективно. И это качество нации отмечали даже те, кого было сложно заподозрить в дружелюбном отношении к евреям.
Постепенно в офицерской среде, считавшейся в России наиболее замкнутой кастой, появлялось все больше евреев. Так называемые выкресты – евреи, изменившие свою религиозную принадлежность – за свое мужество и способность к самопожертвованию пользовались уважением как среди нижних чинов, так и среди собратьев-офицеров
Все дальнейшие войны, вплоть до Первой мировой, проходили в России при активном участии евреев. Они отличились в героической обороне Севастополя в Крымскую кампанию (1853–1856 гг.), о чем говорит памятник 500 евреям, защищавшим территорию близ Морского завода. В ходе Русско-турецкой войны (1877–1878 гг.) проявили мужество и стойкость евреи, служившие в 16-м и 30-м пехотных дивизиях. Среди погибших на той войне был сын кантониста генерал-лейтенант В. А. Гейман, до этого служивший в Кавказской армии и слывший там самым отважным из офицеров. Российская печать не раз отмечала храбрость, проявленную воинами из евреев на сопках Маньчжурии во время Русско-японской войны (1904–1905 гг.).
И на фронтах Первой мировой войны в рядах наступавших частей российской армии можно было услышать не только русское «Ура! За батюшку-царя!», но и еврейское «Шма Исроэль!» («Слушай, Израиль!») – традиционное восклицание иудея перед лицом опасности.
(Продолжение следует)
Виктор УРАНОВ