О любви к королю инструментов – педагог Дзержинской детской школы искусств
Ежегодно 8 ноября мир отмечает День пианиста. Это праздник и музыкантов, виртуозно владеющих черно-белыми клавишами, и студентов консерваторий и музучилищ, и даже мастеров, создающих волшебные инструменты. И, конечно, преподавателей фортепианного искусства. Таких, как наша землячка Наталья Ляхова.
По словам нашей героини, быть музыкантом, пианисткой ей было предначертано, наверное, с рождения. Ведь родилась Наталья в по-настоящему музыкальной семье.
Ее папа Александр Львович Тетюхин – профессиональный музыкант, по специальности аккордеонист. Он долгое время был директором Станьковской музыкальной школы. До этого также работал в Дзержинской детской школе искусств, руководил взрослым цимбальным оркестром, вел теорию музыки и сольфеджио.
– Я старшая в семье. И уже с детства было понятно, что буду учиться в музыкальной школе. Инструмент выбрали самый престижный, но и очень непростой – фортепиано. В переводе он так и называется: королевский инструмент. По колоритности, регистрам, звучанию вмещает в себя целый оркестр. И, кстати, самый сложный в обучении, – поделилась пианистка. – Для ребенка необходим достаточный багаж способностей (память, реакция, моторика), чтобы научиться на нем играть.
Учителем по фортепиано у Натальи стала Татьяна Тодосьевна Жук, которая до сих пор работает в Дзержинской ДШИ и является ведущим специалистом
– В четвертом классе музыкальной школы я, как и большинство детей, хотела ее бросить. Пропускала уроки, нещадно обманывала родителей, что иду в музыкалку. А сама сворачивала в парк считать ворон. И не смущало, что учитель может подняться на второй этаж и сообщить папе, что дочь не приходит на занятия, – с улыбкой вспоминает Наталья Александровна. – Конечно, к переходному возрасту у ребенка появляются свои интересы и трудности. Хочется больше проводить времени в компании со сверстниками. А тут же нужно заниматься – просто так ничего не будет.
«Учиться играть на фортепиано – это ежедневный труд, как тренировки у спортсмена»
Чтобы успешно учиться в школе, навык игры необходимо отрабатывать ежедневной упорной многочасовой практикой.
– Тогда родители очень мудро поступили, – вспоминает Наталья. – Дело было в середине учебного года, и они сказали: «Ты доучись, Наташенька, до конца учебного года, а там мы посмотрим».
Естественно, дочь прилежно занималась до летних каникул. Даже на отлично сдала экзамен. Лето прошло, и юная пианистка успокоилась – большая часть обучения в музыкальной школе уже пройдена. И стало жалко потраченных усилий. Пришлось доводить дело до конца.
– К седьмому классу я понимала, что пойду в музыку дальше. Даже в общеобразовательной школе все почему-то были уверены, что будет именно так. Возможно, сказывалось советское воспитание: как взрослые говорят, так и нужно делать, – вспоминает пианистка.
В седьмом классе Наталья начала активно готовиться к поступлению в Молодечненский музыкальный колледж им. М. К. Огинского.
– Поступить тогда было очень сложно – огромный конкурс по профилю фортепиано. Смотрели не только на то , как ты выучил программу, но и на физиологические особенности. Даже если ты шикарно сыграл, с маленькой рукой не брали, – поделилась Наталья.
«У абитуриента должен быть потенциал для развития»
Но у нашей героини все сложилось удачно. Она успешно поступила и отучилась в колледже. После вернулась работать в родной Дзержинск.
– Тогда руководителем ДШИ был Анатолий Гирель. Он как раз собирал педагогический коллектив из местных, чтобы и с жильем проще, и работник оставался на месте. И сразу взял меня на работу, – вспоминает педагог.
Так, в 1994 году – ровно 30 лет назад – Наталья Ляхова пришла работать в Дзержинскую детскую школу искусств
– Получать дальше высшее образование тогда я не спешила. Почему-то подумала, что знаний колледжа достаточно. Когда начала работать, понимала, что все сложилось. Мне искренне нравилась моя работа, процесс обучения детей. Да и ученики с удовольствием бежали ко мне на занятия. Безусловно, с опытом приходили различные наработки. Все было легко и в удовольствие, – вспоминает педагог по фортепиано. – Быть же концертирующим пианистом – другое. Необходима большая усидчивость и ежедневные занятия по девять часов минимум. А чтобы просто держать себя в форме, достаточно 2–4 часа ежедневной игры.
«Мне по душе не только самой уметь владеть инструментом, но и делиться своими знаниями с детьми, влюблять их в музыку»
С творческими детьми работать Наталье интереснее всего, хоть с ними и сложнее.
– С ними ты сам учишься, растешь. Они заставляют тебя постоянно искать новые способы взаимодействия, – рассказала педагог. – И вот в 44 года я все же пошла получать высшее образование. Поняла, что это необходимо. Вошла во вкус и уже в этом году закончила магистратуру, защитила диссертацию, являюсь магистром педагогических наук.
Как и у любого музыканта, у Натальи Ляховой есть свои творческие предпочтения.
«Профессия пианиста – это про эмоции. А не просто механическое перебирание клавиш»
– В целом я люблю любую музыку: классическую, джаз, рок, эстраду. Сейчас мне очень нравится творчество наших современных белорусских композиторов. Их музыка сложна для восприятия неподготовленному слушателю. И на нашем ежегодном фестивале-конкурсе «Дзяржынскi куфэрак» дети исполняют произведения белорусских композиторов, – поделилась музыкант. – В то же время очень нравится музыка Александра Николаевича Скрябина. Она о глубоких эмоциях, различных состояниях души. Сам по себе этот композитор сложный. Не секрет, что он опережал свое время в творчестве. А из пианистов-музыкантов нравится творчество Михаила Васильевича Плетнева.
В свободное время Наталья любит… музицировать.
– В музыке нравится все, что трогает душу, пробуждает эмоции, но не машинальное исполнение. Через наше мастерство передается задумка композитора, – отметила Наталья. – Мы делимся с миром красотой музыки. И стараемся научить этому наших ребят. Поэтому хочу пожелать моим коллегам, педагогам Дзержинской ДШИ, вдохновения и терпения, гармонии и энтузиазма. Пусть все наши творческие планы и мечты непременно исполнятся!