Меню

«Дзержинщина партизанская». Ч. 2. Белостокско-Минская катастрофа

К июню 1941 г. Вторая мировая война, втянув в свою орбиту около 30 государств, вплотную подошла к границам Советского Союза. На Западе не оказалось силы, способной остановить армию нацистской Германии, к тому времени оккупировавшую уже 12 европейских государств. Главной же военно-стратегической целью был для Германии разгром Советского Союза. Делая ставку на «блицкриг», германский генералитет намеревался завершить военную кампанию против СССР к зиме 1941 года.

В соответствии с планом «Барбаросса» у границ СССР была развернута армада отборных, хорошо обученных и вооруженных солдат вермахта. Закончив сосредоточение своих основных сил, Германия рано утром 22 июня 1941 года, без объявления войны, напала на СССР, обрушив на приграничные районы шквал огня и металла. Началась Великая Отечественная война Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков.

С первых дней нападения наиболее тревожная обстановка сложилась в Беларуси, где вермахт наносил главный удар своим самым мощным войсковым формированием – группой армий «Центр» под командованием фельдмаршала фон Бока. Упорное сопротивление воинов Красной армии несколько охладило воинственный пыл уверенного в своей быстрой победе врага. Но внезапность нападения и опыт в ведении крупномасштабных военных операций позволили германским войскам на первом этапе боевых действий полностью овладеть инициативой и нанести непоправимый урон частям Красной армии, оборонявшим это направление.

Нельзя утверждать, что к предстоящей войне в Советском Союзе не готовились, но царившие в высшем командном составе страны беспечность и халатность не позволили своевременно привести в боевое состояние подразделения, защищавшие западные рубежи

В результате только в первый день боевых действий против войск Белорусского особого военного округа враг уничтожил 738 советских самолетов, из них 528 было потеряно прямо на аэродромах. Командующий ВВС генерал-майор Иван Копец, совершив облет разрушенных объектов и увидев чудовищные масштабы потерь, в тот же день застрелился. Сотни советских танков, из-за отсутствия достаточного количества горючего и боеприпасов, также быстро вышли из строя и были брошены на полигонах и дорогах.

Непосредственно перед вторжением в тыл советских войск были выброшены группы немецких диверсантов, которые парализовали работу проводных линий связи, перехватывали и убивали посыльных. Отсутствие информации между штабами соединений с подчиненными силами также стало одной из причин, во многом предопределивших неудачи советских войск в начале войны. Передовые соединения 3-й, 10-й и 4-й армий, не успев занять предусмотренные планом оборонительные рубежи, вынуждены были вступать во встречные бои с ходу и вести оборонительные бои на неподготовленных позициях без должного оперативного построения.

Пытаясь переломить ход боевых действий в свою пользу, Государственный комитет обороны вечером 22 июня поставил перед командующим Западным фронтом генералом Павловым ряд практически невыполнимых задач, предполагавших организацию контрнаступления. Однако разбросанность дивизий, недостаток времени на подготовку и развертывание сил, отсутствие средств связи не позволяли ему грамотно выполнять поступавшие приказы высшего командования.

Наращивая в районе Лиды и Волковыска вторые эшелоны оборонительных сил, Павлов обрекал их на разгром и отступление разрозненными группами. Все это угнетающе действовало на командующего Западным фронтом, и он продолжал совершать ошибку за ошибкой.

Под давлением танковых и моторизованных дивизий агрессора советские части и соединения вынуждены были отступать, ведя арьергардные бои и сражения, а немецкие войска продолжали стремительно продвигаться вперед, сея в рядах красноармейцев хаос и неразбериху.

Вот какую запись оставил в своем дневнике один из офицеров наступавшей немецкой армии в районе Слонима: «Все выглядит страшно. Лежат средства передвижения различных видов, расстрелянные и сожженные, оставленные на дороге и около нее при поспешном бегстве. На многих видны следы гусениц наших танков. Повсюду в хаотичном беспорядке разбросано оружие, снаряжение, обмундирование. Над всей этой картиной разрушений, растянувшейся на десятки километров, царит трупный запах. Во всех положениях видны раздавленные, сожженные, обугленные машины».

За неделю боев танковые группы Германа Гота и Гейнца Гудериана вышли к Минску, пытаясь полностью сомкнуть кольцо окружения, чтобы образовать так называемый Белостокский «котел». В сложное, почти безвыходное положение попали 44 дивизии Западного фронта. До предела обескровленные и измотанные, они, скрываясь в лесах и труднодоступных местах, продолжали отступление, в надежде выйти на соединение со своими войсками. Большинство из них двигалось из района Новогрудка и Волковыска, оттягивая на себя в боях около 25 дивизий противника. Все это существенно нарушало планы немцев по смыканию «клещей» и дальнейшему их продвижению на восток.

Когда стало известно, что из-за несогласованности действий танковые группы Гота и Гудериана не смогли полностью сомкнуть кольцо окружения западнее Минска, в это «окно» и устремилась часть войск Западного фронта, попавших в окружение. В начале июля у деревни Рубежевичи на прорыв пошла 108-я стрелковая дивизия, которой командовал генерал-майор Александр Мавричев. Понеся большие потери, бойцы все же смогли прорваться через заслон врага.

О многочисленных жертвах того ночного броска напоминают памятники, установленные на братских могилах в деревнях Полоневичи и Волка Боровского сельского Совета

После войны на братской могиле в деревне Волка был установлен памятный знак. Несколько лет назад мемориал был реконструирован

А уцелевшие бойцы 108-й стрелковой дивизии вышли в район Станьково в надежде объединиться там с частями военного гарнизона, но казармы были уже пусты. Тут же у ограды бойцы предали земле тело смертельно раненого генерал-майора танковых войск Василия Ивановича Иванова и ушли дальше на восток.

 В это же время в район Дзержинска вышли изрядно потрепанные части 3-й армии под командованием генерал-полковника Василия Кузнецова, а также разрозненные группы, возглавляемые Иваном Болдиным, Кузьмой Галицким, Сергеем Иевлевым, Василием Юшкевичем и другими. Собрав всех командиров, командарм 3-й армии продиктовал приказ следующего содержания: «Под своим командованием объединяю две дивизии и мелкие разрозненные части. Всем прорываться на юг в районе станции Фаниполь, затем повернуть на юго-восток в общем направлении на Бобруйск, Гомель, где соединиться с частями Красной армии. Выход начать в ночь с 1 на 2 июля».

Объединенным войскам удалось тогда относительно благополучно выйти из окружения, однако такие случаи для бойцов окруженных частей Западного фронта были единичными

Белостокско-Минский «котел» закончился страшной трагедией для многих тысяч красноармейцев, павших в боях с врагом в первые дни войны. Из своего состава численностью 650 000 военнослужащих фронт потерял 420 000. После завершения операции фельдмаршал Федор фон Бок докладывал фюреру: «В результате боев Группа армий «Центр» полностью разгромила 22 стрелковые и 7 танковых дивизий, 6 мотомеханизированных бригад и 3 кавалерийские дивизии. Потери противника убитыми весьма велики. В плен попало 289 874 солдат и офицеров, в их числе имеются командиры корпусов и дивизий».

В конце июня Сталин приказал начальнику Генерального штаба Георгию Жукову вызвать Павлова в Москву. На первом заседании Госкомитета обороны было принято решение о его отстранении с должности командующего Западным фронтом. Кроме командующего, были также арестованы начальник штаба фронта Владимир Климовских, начальник связи фронта Андрей Григорьев и командующий 4-й армией Александр Коробков.

Фактически еще до суда было понятно, какой приговор ожидает генералов

Дмитрий Григорьевич Павлов был расстрелян 22 июля 1941 года в Лефортовской тюрьме, откуда его тело вывезли на печально известный подмосковный полигон НКВД в поселке Бутово. Спустя несколько недель после расстрела бывшего командующего, добрались и до его семьи, которую выслали в Красноярский край. Реабилитация генерала состоялась через 12 лет после окончания войны. Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 31 июля 1957 года приговор по делу Павлова и его соратников был отменен и дело прекращено за отсутствием в их действиях состава преступления. Дмитрий Павлов был посмертно восстановлен в воинском звании.

(Продолжение следует)

Виктор УРАНОВ

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59