Рейд Транспортной инспекции на трассе Р-1: что происходит в маршрутках по дороге на Фаниполь
С 8 по 12 декабря по всей стране проводятся профилактические мероприятия, направленные на повышение безопасности перевозок пассажиров маршрутными микроавтобусами. Журналисты av.by отправились в рейд с Транспортной инспекцией, чтобы засвидетельствовать наиболее очевидные нарушения.
Что происходит на выезде из Минска в часы пик и на что закрывают глаза водители маршруток — рассказываем в этом материале.
«Здесь водители берут только на сидячие места, а вот на выезде из города всех желающих принимают»
На этот раз инспекторы решили отработать Брестское направление. То есть проверять будут именно водителей маршрутных микроавтобусов, курсирующих между Минском и Фаниполем. По многочисленным наблюдениям наших читателей, именно здесь происходит все самое интересное.

Начинаем рейд в столице — у станции метро «Институт культуры». Именно отсюда отправляются маршрутки, следующие в Фаниполь. Стрелка на часах приближается к 18:00, а длинная очередь из желающих выехать из Минска указывает, что этот маршрут весьма востребован. Несмотря на моросящий дождь, люди молча стоят друг за дружкой. Кутаются в шарфы и капюшоны, вглядываясь в таблички проезжающих мимо «бусиков».

Подходим к молодому человеку, чтобы уточнить, сколько времени приходится обычно ждать маршрутку и является ли такая очередь нормой для этого маршрута.
— Стою не так давно (может, минут 15)… А на маршрутках езжу постоянно! Вечером они ходят часто, иногда сразу две пустые приезжают. Проезд до Фаниполя стоит 3,5 рубля.
Аккурат в это время к остановке приближаются сразу два маршрутных микроавтобуса.
— Ну в первую точно не влезем! — окинув взглядом очередь перед собой, присвистнул парень. — Значит, поедем во второй! Здесь водители берут пассажиров только на сидячие места, а вот на выезде из города, ближе к Малиновке, всех желающих принимают «на борт». Видимо, правило у маршрутчиков такое — в городе стоящих не брать!

Пока мы тихо вели разговор, незаметно подошла и наша очередь. Заглядываем внутрь салона и наблюдаем такую картину.
Смачно затягиваясь, водитель дымит как паровоз. И это в битком набитой маршрутке. Очевидно, ему плевать на законодательные запреты и то, что некоторые пассажиры уже кашляют от едкого дыма.
Заметив мой осуждающий взгляд, мужчина все же выходит из кабины на улицу. Подходим пообщаться. На вопросы о курении в салоне маршрутки водитель отнекивается.
— Какие сигареты? Где вы видели дым? Это вам показалось! Вы, наверное, туристки? Могу рассказать о городе!
Спасибо за предложение, но сегодня область нашего профессионального интереса лежит… за пределами столицы. Советуем мужчине не курить и отходим в сторонку.

Тем временем очередь у микроавтобуса потихоньку редеет, а его двери закрываются. Эх, полным-полна коробушка! Пора и нам выдвигаться. Только не в набитой битком маршрутке, а в новеньком Geely с мигалками и наклейками Транспортной инспекции.
«Водитель, примите вправо!»
Выезжаем за МКАД, проезжаем АЗС и тут же замечаем маршрутку. Инспектор включает маячки синего цвета и с помощью громкоговорящего устройства озвучивает требование об остановке.

«Водитель, примите вправо. Немедленно остановитесь!» — неоднократно повторяет начальник Управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Минску и Минской области Александр Коваленко, и на этот раз маршрутка все же замедляется, двигаясь к обочине дороги…

Выходим из Geely и приближаемся к автомобилю. Каково же было наше удивление, когда за рулем мы увидели того самого курильщика, принявшего нас за туристов!
В салоне нас также ожидает сюрприз: пять пассажиров, для которых не нашлось мест, вынуждены ехать стоя. Начинается стандартная проверка…
— Вот вам задачка: на момент остановки в маршрутном транспортном средстве находилось 20 человек: 15 ехали сидя, а пять — стоя. Сколько должно быть пассажиров с билетами? — прищурив глаз, обращается к нам инспектор. — По КСА было пробито всего 8 билетов. Но ни один из них не был выдан пассажиру на руки! Также ни один пассажир не был пристегнут ремнем безопасности…
В этот момент мужчина за рулем судорожно водит пальцами по экрану смартфона: пишет сообщение в закрытый чат, чтобы предупредить остальных водителей на этом маршруте. Да уж, духа взаимовыручки ему явно не занимать! Чего не скажешь о соблюдении правил перевозки пассажиров.
— Мы не можем разрешить водителю дальнейшее движение, пока не будут устранены все нарушения, — выносит вердикт Александр Александрович.
— Какие нарушения?! Возил стоя и буду возить! Нарушал и буду дальше нарушать! — агрессивно реагирует на слова инспектора водитель.

Однако сотрудники Транспортной инспекции непреклонны. Водителю ничего не остается, кроме как начать спешно выдавать чеки всем пассажирам. Тем временем в салоне царит атмосфера растущего недовольства.
Один из сидящих пассажиров возмущается. Чего, мол, вы тут в поздний час задерживаете? Дня не хватает? Люди все с работы едут!
Говорит, обращаясь к инспектору: «Надо тебе пристегнуться, так и пристегивайся, если приспичило!» Женщины позади зло шепчут, кто-то куда-то звонит, а водитель молча и не отрывая глаз от кассы, будто робот, выбивает оплату проезда…

Но основное требование сотрудников ТИ до сих пор остается не выполненным водителем: пять стоящих пассажиров по-прежнему находятся в салоне маршрутки. Как быть с ними?
Как нам пояснили, в такой ситуации водитель ТС должен связаться с компанией-перевозчиком и дождаться другого транспортного средства для высадки пассажиров, для которых не нашлось мест.

Спустя полчаса ожидания возле нас останавливается наполовину пустой автобус междугороднего следования, направляющийся в Фаниполь. Те пассажиры, которые стояли, переходят в теплый салон, причем перед этим водитель маршрутки вынужденно возвратил каждому из них полную стоимость проезда.
Чуть позже выясняется, что этот водитель нарушает правила перевозки пассажиров далеко не в первый раз! Что ждет его сейчас? Решение Транспортной инспекции будет принято в соответствии с законодательством.
Высаживал из маршрутки прямо на дороге
Как мы и предполагали, водитель, которого мы только что остановили, успел передать коллегам информацию о «засаде транспортников». Все последующие остановленные маршрутные микроавтобусы двигались без нарушений: ни стоящих, ни сидящих на вещах в проходах пассажиров (а бывает и такое). Все с билетами в руках.
Только в одной из остановленных инспекторами маршруток мы зафиксировали несколько пассажиров, которые не были пристегнуты ремнями безопасности. Видимо, предупреждение коллеги о предстоящей встрече с представителями Транспортной инспекции не испугало водителя. И зря!
В одном из микроавтобусов во время проверки к инспектору обратилась пожилая женщина. Как выяснилось, она стала невольной участницей яркого эпизода, случившегося на прошлой неделе.
А произошло вот что. Во время рейда сотрудники Транспортной инспекции остановили маршрутку, водителя которой попросили предъявить документы для проверки. По непонятной причине мужчина проявил агрессию, отказавшись выполнять требование. Вместо этого он включил передачу и помчал вперед! Естественно, началась настоящая погоня с мигалками.
В зеленой зоне, а позже и в черте Фаниполя, водитель стал высаживать пассажиров маршрутки прямо на дороге, буквально выгоняя их из салона. В итоге злостного нарушителя ПДД задержали, а дело было передано в суд.

— Раньше таксистам, которые от нас пытались скрыться, давали 10 суток ареста и 50 БВ штрафа. Либо просто штраф в 70 базовых. Все зависит от того, какое решение вынесут судьи, — прокомментировал незавидную ситуацию, произошедшую с маршрутчиком, Александр Коваленко.
— Мы регулярно проводим профилактические рейды, направленные на контроль безопасности пассажирских перевозок. В этот раз акцент был сделан на техническом состоянии автобусов, соблюдении правил дорожного движения и правильной эксплуатации маршрутных транспортных средств. Наша цель — минимизировать риски дорожно-транспортных происшествий и обеспечить безопасность пассажиров.

— Среди наиболее частых нарушений выделяются следующие: невыдача билетов пассажирам, нахождение в салоне граждан с непристегнутыми ремнями безопасности, а также провоз стоящих людей.