Сенатор Алексей Васильев поделился мнением о работе с обращениями граждан и перспективах Дзержинского района

11 марта в Миноблисполкоме прошло расширенное заседание Президиума Совета Республики, посвященное подведению итогов Единого дня приема граждан членами верхней палаты белорусского парламента в Минской области. Прием в г. Дзержинске проводил заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по законодательству и государственному строительству Алексей Васильев. И сегодня он поделился своим опытом работы с обращениями граждан, а также видением перспектив развития нашего региона.
Алексей Александрович, какие темы чаще всего поднимаются жителями Дзержинского района во время личных приемов?
— Люди приходят с абсолютно разными запросами – от личных семейно-бытовых до общественно и социально-значимых. Речь идет о ЖКХ, строительстве, здравоохранении, благоустройстве дорог и вывозе мусора, начислении пенсий и даже бракоразводных процессах. Ведь для человека важно чтобы его услышали и помогли разобраться в сложившейся ситуации.
Если говорить о качественной составляющей, то традиционно все обращения можно условно разделить на две категории. Это те проблемы, которые находятся в компетенции местной исполнительной и распорядительной власти (и таких вопросов большинство), а также вопросы, требующие внимания и поддержки парламентариев.
И тут важно исключить формализм и перекладывание ответственности. Выход и решение можно найти в любой ситуации, если, конечно, активно действовать и искать.
Есть еще один важный момент, на которой хотелось бы обратить внимание. С моей точки зрения для качественного рассмотрения любого обращения необходимо иметь соответствующие знания, компетенции и опыт. Например, на одном из последних приемов обратилась гражданка с вопросом по оформлению договора ренты для ухода за недееспособной родственницей. Причем в данной ситуации, с учетом ее прежних обращений и полученных ответов, уже имелась позиция со стороны исполкома. В свою очередь у меня, после изучения представленных материалов, сформировалось иное видение по имеющейся проблеме. В данном конкретном случае для решения вопроса по существу требовалось иметь опыт юриста, знания работы вертикали власти и судебной системы.
Получается, что парламентариям, не обладающим соответствующими компетенциями, трудно находить варианты выхода и рассматривать подобные обращения. В таких случаях им просто приходится доверять исполкомам различных уровней, что, как показывает практика, не всегда оправдано. Кроме того, данный подход заставляет человека идти дальше в вышестоящие организации.
Поэтому к проведению личных приемов следует тщательно готовиться и помнить о возможности задействовать правовые нормы Директивы №2 от 27 декабря 2006 г., а именно, положение 1.1, которым предусмотрено, что в случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан.
Какие основные выводы прозвучали на общем подведении итогов президиумом Совета Республики?
Такой единый формат приема граждан хорошо себя зарекомендовал и проводится уже на регулярной основе. Обсудить наболевшие проблемы люди приезжали со всех уголков страны, а не только из Минской области. Подводя итоги, председатель Совета Республики Наталья Кочанова отметила, что в целом вопросы звучали традиционные и житейские. Сенаторы приняли более 6,7 тыс. человек за прошедший период. Ни один вопрос не остался без внимания.
По сравнению с прошлым годом количество обращений к сенаторам уменьшилось, а это значит, что местная власть стала работать более продуктивно. Активно подключились к этому процессу и депутаты местных Советов.
Однако, есть и то, на что стоит обратить особое внимание – в первую очередь, речь идет о повторных и коллективных обращениях.
Кроме того, в Год благоустройства в приоритете реализация задач, поставленных Президентом, по наведению порядка на земле и облагораживанию территорий. Ведь чистота и эстетика городов – визитная карточка Беларуси.
Какие темы, поднятые гражданами на приемах, находят отражение в законодательных инициативах, реализуемых на республиканском уровне?
Конечно, обращения граждан являются тем индикатором, по которому определяются проблемные моменты, волнующие людей. Однотипные вопросы и проблемы, обозначенные жителями разных регионов, анализируются, обобщаются и систематизируются для принятия решения на республиканском уровне, в том числе с участием Правительства. При необходимости проекты решений вносятся на рассмотрение Главы государства.
Так, например, Указ Президента № 204 «О мерах по обеспечению жилыми помещениями многодетных семей в г. Минске» направлен на поддержку многодетных. Совершенствуется законодательная база для защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Продолжается активная работа по внедрению во всех сельских населенных пунктах и агрогородках Беларуси социальных стандартов.
А вот, Указ Президента от 30 мая 2023 г. №155 «О садоводческих товариществах», как показывает практика, требует корректировки.
Данный документ предусматривал упорядочивание взаимоотношений между членами садовых товариществ, а также самих товариществ и местных властей. Но и при помощи данного нормативно-правового акта решить до конца все имеющиеся проблемы в этой сфере пока не удалось. Более того, выяснилось, что при разработке проекта Указа не была учтена психологическая составляющая поведения наших людей. Так, несмотря на то, что этот правовой документ предоставляет законную возможность решать все возникающие разногласия через самоорганизацию либо в судебном порядке, люди по-прежнему продолжают идти на приемы в исполкомы к местной власти. Получается, самоорганизованность – это та черта, которую в нашем обществе нам всем стоит культивировать и развивать.
Вопрос о садоводческих товариществах, в ближайшем будущем, будет рассматриваться на Совете по взаимодействию органов местного самоуправления.
Отмечу, что выстроенная в Беларуси система работы с населением не является некой застывшей формой, она постоянно меняется, совершенствуется, адаптируется с учетом возникновения новых условий и вызовов времени.
Как вы оцениваете развитие Дзержинского района и какие видите перспективы?
Развитие и поддержка регионов – приоритетная задача на ближайшие 5 лет. Нам вместе предстоит сделать районные центры еще более привлекательными по качеству жизни и уровню развития.
Если говорить о Дзержинском районе, то по всем ключевым показателем он находится в числе лидеров. Это и темпы роста населения, рабочие места, объемы жилищного строительства, инвестпроекты, включая сразу несколько инициатив по программе «Один район – один проект».
Если говорить об инвестиционной привлекательности, то Дзержинский регион входит в топ-10 районов Беларуси по данным Рейтингового агентства BIK Ratings за 2024 год. Инвестора привлекает выгодное географическое положение, развитая транспортная инфраструктура, значимый промышленный и индустриальный потенциал, экспортная ориентированность. Как я уже говорил ранее, Дзержинский район мог бы стать и пилотным регионом по внедрению новаций из области цифрового права.
Поэтому регион перспективный и динамично развивающийся.