Духовные истоки Станьково. История храма Святителя Николая Чудотворца (ч. 1)
Храм Святителя Николая Чудотворца, стоящий на живописном станьковском берегу, неизбежно приковывает к себе взгляды прохожих и проезжих. В свое время православная святыня, украшающая дворцово-парковый ансамбль Чапских, прошла мученический путь: она была осквернена, закрыта, разграблена, разрушена. Но несломленной верой и непрестанными молитвами прихожан церковь восстановили. Об этом и многом другом поговорили с руководителем архитектурно-реставрационного направления Синодального отдела по церковному искусству, архитектуре и реставрации Белорусской Православной церкви, который стоял у истоков восстановления станьковского храма, Олегом Маслиевым.
Попытка №5
Сегодняшняя церковь в Станьково — пятая по счету из тех, что стояли на этом месте. Впервые церковь упоминается уже в 1387 году, тогда же, когда и само местечко, принадлежавшее великому князю Витовту. Какая судьба настигла первый станьковский храм – об этом история умалчивает. Вторая святыня была построена здесь в честь Успения Пресвятой Богородицы. За ней появилась третья церковь, сведения о которой до нас не дошли. А вот четвертую построили в 1712 году в честь Петра и Павла. Есть предположение, что камни старого церковного фундамента послужили основой для возведения современного храма Святителя Николая Чудотворца.
– Издревле на этом месте было большое кладбище – погост. В 1835 году русский император Николай I издал указ, согласно которому все городские и сельские кладбища должны были быть закрыты, а новые организованы за переделами населенных пунктов, – рассказывает Олег Маслиев. – Сделано это было в связи с распространявшейся эпидемией холеры и чумы. Таким образом, кладбище, находившиеся рядом с Петропавловской церковью, закрыли. А в 1852 году на его месте начали строительство нового храма.
Храм Святителя Николая Чудотворца был заложен в 1852 году графом Эмериком Чапским.
В религии не без политики?
Проект храма разработал в 1851 году знаменитый русский архитектор Константин Андреевич Тон – автор храма Христа Спасителя в Москве, Большого Кремлевского дворца, создатель целого ряда типовых проектов православных храмов на территории северо-западного края Российской Империи и российской глубинки. Что интересно, Свято-Никольская церковь в Станьково – единственная на территории Беларуси, которая была построена по тоновскому проекту и сохранилась да наших дней.
На белорусской земле была еще одна церковь, построенная по проекту Константина Тона, – в агрогородке Хотляны Узденского района. К сожалению, деревянная постройка не уцелела: несколько лет назад в рождественский сочельник ее подожгли дети.
На разработку проекта у выдающегося архитектора граф Эмерик фон Гуттен—Чапский потратил больше 2000 рублей серебром. Кстати, строительство храма также обошлось графу в «круглую сумму» – более 20 000 рублей. К слову, Чапский неспроста решил построить на территории ансамбля церковь. В какой-то степени это был политический ход: граф исповедовал католичество, долгое время жил в Польше, и ему необходимо было подтвердить свою преданность православному императору. За что, кстати, впоследствии, он получил от Александра II высшую награду.
Кирпичик за кирпичиком…
Для строительства храма использовался кирпич-сырец (сухого прессования, необожженный) местного завода, принадлежавшего небезызвестному графу Эмерику Чапскому. Ему придавали необходимую форму и складывали возле церкви, чтобы он просушивался на солнце. После чего добавляли в кладку. Все было сделано на известковом растворе, без цемента, арматуры. Уже тогда при строительстве учитывали вероятность распора стен, закладывая в кирпичную кладку деревянные связи.
– Исследуя проекты Константина Тона, я нашел несколько образов, похожих в планировке на станьковский храм. По моим наблюдениям, внутри тоновских храмов не было колонн, была немного другая форма сводов, – отмечает Олег Маслиев. – Видимо, строители, которые работали в станьковской церкви, побоялись опирать массивный барабан просто на своды. К тому же, храм, вероятнее всего, стоит на насыпном фундаменте, а это неустойчивый грунт. Поэтому решили поставить четыре столба, чтобы придать большей надежности всей конструкции.
Как из-под земли
Освящал возведенный храм архиепископ Минский и Бобруйский Михаил Голубович. Он имел обыкновение писать дневники, или «дыяриуши», благодаря которым до наших дней дошли многие исторические подробности. Так, в дневнике архиепископа нашли запись, гласившую, что «их сиятельство» (граф Эмерик Чапский) с женой Елизаветой не пришли на церемонию освящения. «Народу в храме было много, однако их сиятельства не оказалось. Я даже посетовал на него, поскольку церковь строили вместе, а граф не соизволил прийти», – писал он.
Однако неожиданно в конце службы граф с супругой появились среди толпы. Тогда Голубович подошел к графской чете и спросил, как им удалось попасть в храм, если двери были закрыты, а кареты или брички возле дверей не наблюдалось. На это Эмерик улыбнулся, взял его под локоть и уже спустя пять минут они оказались в трапезной зале дворца на праздничном чаепитии по поводу новоосвященного храма. К слову, в Станьково до нашего времени сохранились подземные коридоры, которыми и воспользовался граф.
В Станьково осталось много туннелей со времен Радзивиллов. Подземные ходы принадлежали князьям Радзивиллам, белорусским метростроителям 16 века, получившим прозвище «белорусских кротов». За почти триста с лишним лет, когда Станьково принадлежало Радзивиллам, они обустроили там подземные коммуникации для обслуживания строений, находившихся на территории ансамбля, и на случай эвакуации во время военных действий.
Продолжение следует…