Зубревичи: как живет одна из самых отдаленных деревень Дзержинского района
Небольшая деревушка на самом краю Негорельского сельсовета коротает свой век спокойно, скромно и тихо. Сложно даже представить, что когда-то здесь вовсю кипела жизнь: Зубревичи были центром колхоза «Россия» и центром притяжения людей со всего района. Мужчины ехали сюда трудиться в сельском хозяйстве, а их молодые жены, верные спутницы жизни, отправлялись вместе с ними…
Топоним с белорусским звучанием
Забегать наперед все же не будем. Лучше вернемся к истокам – временам, когда деревня приобрела свое красноречивое и недвусмысленное название. Версий его происхождения на самом деле немного. Жители говорят, что давным-давно территория Зубревичей была окружена густым лесом и непролазными болотами. В лесах водилось множество волков, медведей и, главное, – зубров. Недолго думая, первые поселенцы назвали деревню в честь могучего животного.
К слову, рядышком с Зубревичами расположен населенный пункт Зубровщина. Если верить рассказам жителей, эти топонимы имеют одно и то же происхождение.
Сельская летопись
Хоть сегодня Зубревичи и не на слуху, но ее историческое прошлое впечатляет. Первое документальное упоминание о деревне относится ко второй половине XVIII века. До этого ее территория входила в состав Великого Княжества Литовского. А будучи в составе Речи Посполитой, она принадлежала могущественному роду Радзивиллов, который владел этими землями около 300 (!) лет.
Одним из самых известных владельцев зубревичского имения был граф Эмерик Гуттен-Чапский. Он выкупил его и присоединил к так называемому Станьковскому ключу – землевладениям семьи Чапских. В 1879-м граф основал в имении винокурный завод. И богатые леса, которыми славились здешние места, с той поры поредели. Их начали массово вырубать, чтобы освободить земли для пахоты.
А в годы коллективизации Зубревичи стали самым настоящим центром притяжения: здесь был организован колхоз «Россия». Деревня могла похвастаться развитой инфраструктурой: функционировали клуб (сельский Дом культуры), начальная школа, детский сад, магазин, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, пункт бытового обслуживания.
В Великую Отечественную деревню оккупировали немецко-фашистские захватчики. За время войны Зубревичи понесли немалые потери: на фронтах погибли 24 жителя, деревня была наполовину сожжена. В послевоенные годы ее пришлось отстраивать заново.
Душа – родному уголку
Между прочим, один из объектов былой сельской инфраструктуры своим появлением во многом обязан старосте деревни Надежде Деменчук. Речь идет о детском саде, который был основан еще во времена расцвета колхоза.
– Сад открывали в 1981 году. Правда, средств на это у хозяйства было мало. Пришлось ехать в банк, просить выделить нам деньги. Надо было покупать мебель, продукты… Спустя два месяца я уже официально стала заведующей Зубревичского детского сада. Поначалу организовали две группы, потом их перевели в одно помещение.
Надежда Казимировна с теплотой вспоминает о былом. Можно только представлять, как своей энергичностью и упорством эта женщина в свое время преодолевала любые барьеры. Умела покорять сердца как односельчан, так и людей при должностях.
– Как-то раз к нам в гости заглянул Александр Аксенов, председатель Совета Министров БССР. Ему наш сад очень понравился: я всегда старалась держать его на уровне. В знак благодарности за гостеприимство он подарил нам тогда небольшой микроавтобус, чтобы мы возили детей из других деревень. А воспитанников у нас хватало: и наши, зубревичские, и из Городилова, Загатья, Логовищей, Цагельного. На пару лет сад взяло себе на баланс управление сельского хозяйства, но в 1995 году его все же пришлось расформировать. А колхоз перенесли в Логовище, – вздыхает собеседница, вспоминая события минувших дней.
Жительница Зубревичей Раиса Третьяк: «Раньше в деревне народу было много, чувствовалось оживление. Сейчас жителей – наперечет. Но живем мирно, ведем хозяйство. Староста наша, Казимировна, человек хороший. Всем поможет, обо всех позаботиться. Нам главное – свет и вода. И дороги у нас хорошие, на днях вот как раз ровняли. Поэтому мы всем довольны».
Страницы биографии Надежды Деменчук изобилуют и другими, не менее интересными фактами. Родом она из поселка Энергетиков, и ее вклад в развитие Зубревичей, ставших родными для нее, трудно переоценить. 36 лет она посвятила депутатской работе, была первым посредником между сельским населением и исполнительной властью. Уже больше 10 лет Надежда Казимировна является старостой Зубревичей и некоторых близлежащих деревень. Выбор на ее кандидатуру пал не случайно. Жители оценили ее личностные качества вкупе с неиссякаемым стремлением улучшать жизнь сограждан.
– У меня есть медобразование. И когда в деревне понадобился соцработник, мне сразу же предложили эту работу. Я ходила по домам, измеряла давление, ездила в поселок Энергетиков, чтобы выписать и получить лекарства. Приходилось обслуживать немалую территорию, а на улицах отсутствовало освещение. Какое-то время я была председателем общества инвалидов. У нас же после войны насчитывалось 32 человека с ограниченными возможностями. Помню, как иногда ходила по вечерам в темноте, искала на ощупь калитки. В итоге обратилась к председателю, сказала, что там просто необходимо сделать освещение.
Просьбу услышали. Пообещали принять меры и слово сдержали. С тех пор Надежда Деменчук изо дня в день просыпается и засыпает с одной мыслью: как сделать жизнь сельчан лучше. В этом ей помогает нынешний председатель сельисполкома Константин Суша.
– Зубревичи – это место, которое было создано самой природой, чтобы вести здесь размеренную жизнь. Рядом есть лес, озеро, обустроенная проездная дорога, луг. Постоянно проживает в деревне около 30 человек, но летом сюда охотно съезжаются горожане. Зубревичи находятся в хорошем состоянии, поэтому большого внимания к себе не требуют. Мы занимаемся наведением порядка на земле. Конечно, не забываем и о благоустройстве. К примеру, в соседних деревнях уже идут работы по замене деревянных электрических столбов на современные, бетонные. Вскоре самые «критичные» столбы будут заменены и в Зубревичах. Нам важно, чтобы жители чувствовали себя здесь не менее комфортно, чем в городских условиях.