Меню
Государственное предприятие "Водоканал Дзержинского района"

Как и почему агрогородок Негорелое стал символом белорусского единства

В Беларуси третий год подряд отмечают новый национальный праздник – День народного единства. И своеобразным символом этого торжества стал небольшой агрогородок в Дзержинском районе – Негорелое. Как так вышло, об этом рассказывает Фаниполь.бай.

Сегодня, оказавшись в Негорелом, мало кто заметит в этом поселении что-то необычное: тихое, спокойное, больше село, где белеет ухоженный полустанок, течет размеренная провинциальная жизнь. Но давайте взглянем на Негорелое под увеличительным стеклом истории. Гарантирую: вы точно удивитесь. 

18 марта 1921 года, Латвия. Итогом окончания советско-польской войны, которая длилась с 1919 года, становится Рижский мир. После его подписания половина этнической территории Беларуси отходит Польше. Оставшаяся часть входит в состав Советского Союза. 

— Граница прошла по условной линии второго раздела Речи Посполитой 1793 года, – рассказывает историк и краевед из Негорельского сельсовета Владимир Мишура– Если посмотреть на современную карту Беларуси, то в нашей местности разделительная линия шла по границе Столбцовского и Дзержинского районов, но не в точности ее повторяла. Некоторые населенные пункты теперешней Дзержинщины оказались под Польшей, как, например, Волма, Михалевщина, Золотари и другие поселения теперешнего Путчинского сельсовета. 

Что касается всей Беларуси, то граница разделила один народ по условной линии Глубокое – Несвиж – Столбцы – Давыд-Городок. Негорелое тоже оказалось у межи, но в совершенно особом статусе — пограничного пункта, таможни со стороны СССР. 

– Негорелое тогда было воротами Советского Союза, все проезжали через него. Кого у нас только не было! Максим Горький, Владимир Маяковский, Стефан Цвейг, Алексей Толстой… Однажды через станцию следовал Пьер Дегейтер, прославившийся как автор музыки к гимну «Интернационал», который до Великой Отечественной войны был еще и гимном СССР. На станции оркестр специально для автора исполнил это произведение. Местные старики потом рассказывали, что Дегейтер слушал и плакал – такого прекрасного звучания «Интернационала» он еще не слыхал, – улыбается собеседник. 

О том, что Негорелое – своеобразные ворота, въездная брама, было ясно уже на подъезде к нему. Недалеко от таможни установили триумфальную арку с надписью «Привет трудящимся Запада!». На обратной стороне для выезжающих из СССР значилось: «Коммунизм сметет все границы». 

Жизнь в Негорелом в те годы была не только интересной, но и довольно зажиточной. Население в большинстве своем работало на железной дороге, жалованье там получали неплохое. Да и сама станция выглядела иначе, чем теперь. Еще в начале 1920-х там воздвигли роскошный каменный вокзал в стиле модерн. На двух его этажах размещались парадный зал ожидания, изысканный ресторан, валютный магазин, парикмахерская, телефон, телеграф и гостиница «Интурист»! 

Не мудрено, ведь каждый день местным приходилось встречать знатный гостей и один был почетнее другого. 

Несмотря на то, что жили в достатке, многим пришлось пережить личные трагедии. Граница резала семьи по живому. На протяжении 18 лет у родственников, оказавшихся по разные стороны кордона, не было возможности ни видеться, ни общаться. 

– С советской стороны, у самой границы располагалось Великое село и его сенокосы, а по другую сторону польские угодья.  Граница разделила соседние деревни, где жила родня, прошла между ними вспаханной полосой. С одной ее стороны работали советские белорусы, с другой – польские. Единственной возможность увидеться для родственников было в этих полях. Однажды жители Великого села наблюдали такую картину: “Сястра, родненькая, як ты там жывеш?”. И тут же между ними возник поляк, который сказал:“Цо, захцела да бальшавикай, пся крэу?”. И ударил ее плетью по спине, – передает рассказы старожилов Владимир Харитонович.  

17 сентября 1939 года Красная Армия двинулась в сторону Польши, в тот же день она пересекла западную границу СССР. Ныне покойный Антон Азаркевич, потомственный железнодорожник из Негорелого, в ту пору был подростком. О своих воспоминаниях успел поведать историкам: 

– Помню, как наши войска подходили к границе. Артиллерия на конной тяге, солдаты, танки. Было очень много красноармейцев в лесу. Когда наши переходили границу, прогремели артиллерийские залпы. Стреляли из нескольких орудий, и тут же стало тихо, ни единого выстрела, никакого сопротивления! Пять километров до границы – расстояние небольшое, все было слышно! Народ Западной Беларуси в основном встречал Красную Армию по-дружески, по-братски. 

Житель Западной Беларуси Григорий Козел, застал те памятные события восьмилетним мальчиком. Он вспоминает, какой тогда стоял теплый сентябрь и что селяне уже приступили к сбору урожая – начали копать картошку. 

– По деревне прошел слух, что нас едет вызволять Красная Армия. Все бросили картошку и отправились к железной дороге встречать паровоз. Но приехал он только через неделю и все это время мы провели у путей. Встречали «красных» с радостью и даже соорудили для них триумфальную арку. Но паровоз в нее не вошел – оказалась мала, – описывает увиденное в детстве Григорий Григорьевич. 

– Главная задача была выполнена – белорусский народ объединился. 17 сентября – великий праздник для белорусов! — резюмирует историк Владимир Мишура. 

Это интересно! 

Множество писателей и поэтов побывали в Негорелом. Некоторые посвятили им строки своих произведение. Среди этих авторов – Владимир Маяковский. В 1925-м он был в Париже, в СССР возвращался через Негорелое. Сидя в вагоне поезда он написал: 

Граница.

Скука польская.

Дальше — больше.

От дождика скользкая

Почва Польши.

На горизонте —

Белое.

Снега и Негорелое.

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59