Меню
Государственное предприятие "Водоканал Дзержинского района"

К 80-летию Великой Победы. О чем молчат обелиски. Садковщина

К 80-летию Великой Победы. О чем молчат обелиски. Садковщина

Оккупационный режим нацистов принес мирным жителям Боровского сельского Совета много бед и страданий. Примером тому – жестокая и бессмысленная расправа, которая выпала на долю Садковщины. Эта небольшая деревушка разделила печальную судьбу Хатыни.

К концу 1942 года партизанское движение окрепло и стало представлять для вермахта и оккупационных властей серьезную проблему. Тогда же, возглавив главный карательный орган на территории Беларуси, обергруппенфюрер СС (генерал войск СС и полиции) Курт фон Готтберг разработал новую стратегию борьбы с народными мстителями.

Проводя карательные операции против предполагаемых партизанских баз в лесах, в качестве «бандитской территории» рассматривались и находившиеся поблизости обычные белорусские деревни, которые вместе с жителями подлежали уничтожению

Это была четко спланированная и регламентированная инструкциями и приказами политика оккупационных властей. А главными исполнителями, как правило, были люди с патологическими садистскими наклонностями, у которых война пробудила самые низменные инстинкты.

На борьбу с «бандитами» были мобилизованы все репрессивные органы нацистской Германии. Особая роль здесь отводилась гестапо, в функции которого входили не только борьба с саботажем, диверсиями, партизанским движением, но и осуществление карательных экспедиций. Они стали проводиться с особой жестокостью, после того как на оккупированной территории Беларуси появилась бригада СС под командованием Оскара Дирлевангера. Его подчиненные принимали участие во всех крупных карательных операциях, оставляя после себя выжженную землю. Именно эти головорезы и палачи были задействованы в основной карательной экспедиции под кодовым названием «Якоб», которая началась на территории Дзержинского района в январе 1943 года.

Но уже через месяц гитлеровцы убедились, что их план потерпел неудачу. Опытные, хорошо знающие местность партизаны смогли без больших потерь вырваться из блокированных участков леса и уйти в другие, менее опасные места.

Нацистские палачи ответили массовыми «зачистками» партизанских зон, вымещая свою злобу на мирных гражданах

Начались облавы на трудоспособное население для отправки их на принудительные работы. Эти акции сопровождались ограблением крестьянских хозяйств, что обрекало многие семьи на голод. Большое количество ни в чем не повинных людей стало узниками концлагерей, многие оказались в застенках гестапо. За малейшее подозрение в связях с партизанами могли подвергнуть жестокой расправе.

Такая участь грозила и жителям небольшой деревушки Садовщины, что затерялась в Путчинских лесах. С сентября 1942 года в этих местах начал действовать партизанский отряд имени Фрунзе, выросший впоследствии в бригаду. Сельчане помогали народным мстителям, о чем узнали через своих осведомителей оккупационные власти. Они решили направить туда карательные войска, чтобы на примере этого населенного пункта показать, какая участь ожидает тех, кто поддерживает связь с партизанами. Однако в результате ошибки или невнимательности переводчика каратели выбыли в совершенно другом направлении.

На карте вместо Садовщины Путчинского сельсовета им указали на Садковщину Боровского Совета

Эта деревня известна с XIX века как фольварк, который относился к имению Дягильно. Она находилась в пяти километрах от Дзержинска и в километре от дороги на Рубежевичи, поэтому ее жители, находясь на виду, серьезной помощи партизанам оказывать не могли. В то утро 2 февраля 1943 года они занимались своими привычными делами и даже не предполагали, какая опасность им грозит.

Проехав Дягильно и свернув с большака на заснеженную проселочную дорогу, караван машин достиг населенного пункта. Зондеркоманда в сопровождении местных полицейских быстро окружила деревню, состоявшую из 15 дворов, выстроенных в одну улицу. Эсэсовцы стали беспорядочно стрелять по окнам домов и забрасывать их гранатами. Выбежавшие на улицу люди бросились врассыпную, но многих настигали пули.

А каратели начали грабить крестьянские подворья. Тащили все, что могли унести. Крупный рогатый скот гнали по улице к окраине, где выстраивался продовольственный обоз. Убитых свиней и кур грузили в подводы и тоже отправляли к месту общего сбора. Тех жителей, которые пытались оказать сопротивление, расстреливали возле домов.

Заполыхали постройки. В одном из сараев произошла детонация припрятанных хозяином нескольких гранат. Взрыв дал повод для окончательной расправы над жителями деревни

Палачи согнали оставшихся в живых людей в большой сарай, принадлежавший семье Живицких. Обложили его соломой и подожгли вместе с находившимися там стариками, женщинами и детьми. Когда огонь охватил постройку, один человек сумел проломить крышу и, выпрыгнув на снег, попытался убежать. Однако пули полицейских настигли его. Тело раненого беглеца было брошено в огонь. Позже привели еще одного мужчину, которого обнаружили спрятавшимся в бочке. Полицейские подтащили его к горящему сараю и также живым бросили в огонь. Все закончилось, когда охваченная пожаром крыша сарая надломилась и рухнула. Заметая следы преступления, каратели предали огню все строения, находившиеся в деревне.

В тот день мучительную смерть приняли 96 человек, в основном это были старики, женщины и дети. Одна из женщин, заметив приближавших к деревне гитлеровцев, успела укрыть восьмерых детей, своих и соседских, в кустарнике за огородом. Только они и остались в живых из 104 жителей Садковщины.

То, что произошла ошибка, позже заметил поволжский немец Лемке, работавший в комендатуре переводчиком. Он попытался предотвратить расправу над жителями Садковщины, но не успел. Когда на санях Лемке добрался до деревни, та уже пылала в огне. Вернувшись, невнимательный переводчик объяснил ситуацию коменданту. Вместо того, чтобы наказать виновного, комендант лишь махнул рукой и принялся сочинять донесение об успешно проведенной операции. В радиограмме начальству сообщалось: «Местные жители были исключительно дружественно настроены к бандитам. Рогатый скот, силой отобранный у населения, передали начальнику сельскохозяйственной службы в Койданово».

В тот же день основные силы карателей вышли к Негорелому и сожгли деревню Рудню, убив 25 человек.

После освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков на землях истерзанной Садковщины жизнь стала опять возрождаться

Населенный пункт начал отстраиваться заново. В 1960 году, согласно переписи, в нем насчитывалось 12 домовладений, в которых проживало 50 жителей. Одним из тех, кто возрождал и отстраивал деревню, был Антон Иванович Милошевский. Он рассказывал, что пепелища пожаров еще долго напоминали о фашистских злодеяниях.

Постепенно жители Садковщины справились с последствиями войны, но всегда помнили о том роковом событии. В 1957 году на месте сарая, где погибли от рук нацистских палачей мирные жители, была установлена стела с надписью: «Здесь похоронено 96 человек советских граждан деревни Садковщина, зверски замученных 2 февраля 1943 года немецкими захватчиками». В 70-е годы самодельный мемориальный знак заменили на гранитные плиты, на них были выбиты имена всех погибших земляков. Позже память о жертвах была увековечена в мемориальном комплексе «Хатынь».

Памятник, установленный на месте трагедии в деревне Садковщина с именами погибших жителей (до реконструкции)

 В 2024 году в рамках республиканского субботника представители Генеральной прокуратуры во главе с руководителем ведомства Андреем Шведом занялись обновлением памятного места в Садковщине. В результате реконструкции сохранились в начальном виде лишь обелиск и памятная табличка с именами погибших людей.

Ровно год назад, в ходе республиканского субботника, мемориал был обновлен при непосредственном участии сотрудников Генеральной прокуратуры Беларуси

По проекту изменения коснулись внешнего контура площадки. Ее новая граница в точности воссоздала размеры сарая, где приняли смерть жертвы нацистских карателей, а внутри бордовым камнем обозначено место их захоронения

Заметно преобразилась и прилегающая территория: там высажены декоративные деревья. В Год благоустройства и 80-летия Великой Победы мемориальный комплекс, конечно, не останется без внимания.

Виктор УРАНОВ

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59