Трудный период. История КБО на Дзержинщине (часть 52)
Дзержинскому комбинату бытового обслуживания раньше всегда везло на руководителей. Они, как правило, проходили тщательный отбор по профессиональным, деловым и моральным качествам, а затем назначались на должность решением органов власти. Эта система редко давала сбои, но одной из примет перестройки стало развитие низовой демократии, и с 1988 года в стране стала практиковаться выборная форма директоров предприятий. С этим новшеством пришлось столкнуться и коллективу РКБО.
С 1 августа 1988 года Яков Михайлович Сухомясов, 4 года занимавший должность руководителя комбината и много сделавший для его укрепления и развития, ушел на повышение – заведующим отделом Дзержинского горисполкома. Временно исполняющим обязанности директора был назначен главный инженер Владимир Иванович Выговский. А дальше коллективу предложили (одному из первых в районе) осуществить выборы руководителя на конкурсной основе.
Считалось, что это были первые ростки самоуправления на советских предприятиях, поэтому подобный опыт представлял достаточно большой интерес
Как и требовалось, все проходило в обстановке широкой гласности. Приказом от 7 сентября 1988 года была создана комиссия для организации предстоящих выборов. В нее вошли Валентина Михайловна Чепикова, Наталья Петровна Русак, Анна Адольфовна Кадлубович, Ольга Николаевна Борщевская, Надежда Александровна Маевская, Владимир Иванович Безмен. Дело было совершенно новое, практически не прописанное в законодательстве, поэтому членам комиссии приходилось в большинстве случаев полагаться на собственную интуицию и жизненный опыт.
Все кандидаты в положенные сроки представили о себе необходимые сведения, и в первых числах октября состоялось общее собрание, на котором директором Дзержинского РКБО был избран Сергей Сазонович Трибуш. Он прошел неплохую школу руководителей среднего звена на Дзержинском мотороремонтном заводе и характеризовался положительно, поэтому решил попробовать себя в новом качестве.
Однако, не имея практики работы в сфере бытового обслуживания, новый директор не смог быстро сориентироваться в тонкостях этой службы, и через два года вынужден был уволиться по ряду причин
Главная из них заключалась в том, что некогда передовое предприятие стало давать сбои и начало заметно терять свои прежние позиции. Ухудшение экономических показателей привело к сокращению прибыли и не позволяло комбинату подняться до прежнего уровня. Вновь должность руководителя оказалось вакантной, но на этот раз обошлись без выборов. В середине апреля 1990 года директором Дзержинского РКБО был назначен Александр Николаевич Саранчук, который переехал в Дзержинск из Ветковского района.
Это было время, когда в стране начался третий этап реформ. Их суть состояла во внедрении под контролем государства рыночных механизмов. Острые дискуссии велись в отношении методов и темпов перехода к рыночной экономике. Нашлись и сторонники так называемой шоковой терапии. С 1990 года началось создание малых и совместных предприятий, акционерных обществ и коммерческих банков. Нонесовершенство законодательной базы в этой сфере открыло массу возможностей для криминальных структур, очень быстро приобретавших организованные формы. В повседневный обиход советских людей вошли такие понятия, как «коррупция», «рэкет».
Из-за инфляции, которая с 1989 года приобрела практически неконтролируемый характер, предприятия при взаиморасчетах все чаще использовали безденежный товарообмен, отказывались от государственных заказов, стремясь реализовать свою продукцию на внешнем рынке. Стало очевидным, что ситуация требовала не просто отдельных реформ, а смены всей существовавшей экономической модели. Советский социально-экономический строй стал приближаться к капиталистическим формам хозяйствования. Произошла легализация частной собственности, появились фондовые и валютные рынки. В то же время массово закрывались государственные предприятия, разорялись колхозы и совхозы. Общество столкнулось с такими явлениями, как массовое обнищание населения и рост безработицы.
В начале 1990-х годов всю полноту происходящих в стране перемен пришлось ощутить на себе и коллективу Дзержинского РКБО
Как бы ни было сложно уходить от прежних стереотипов в работе, но время требовало перестраивать мышление в соответствии с происходящими экономическими процессами. Первым шагом в этом направлении стал переход отдельных участков комбината на договорную форму оплаты труда с фиксированной суммой выручки. На основании договора аренды был передан цех фотографии для создания первого кооператива «Спектр», который возглавил Вячеслав Тарнагурский. В целом администрация предприятия продолжала прежние традиции подведения итогов работы, но пришлось отказаться от таких форм морального поощрения, как «Ударник коммунистического труда», «Победитель в социалистическом соревновании» и других.
В связи с падением уровня жизни населения и ростом дефицита на товары повседневного спроса резко увеличилось количество заказов на трикотажные изделия, ремонт обуви и одежды
Поэтому за второй квартал 1990 года план по объему реализации платных услуг населению был выполнен на 111,7 процента. По показателям на 1-е место вышел коллектив трикотажного цеха (заведующая Вера Александровна Орлова). За успехи в работе ему было присвоено звание «Лучший цех». Второе и третье места соответственно разделили обувной цех и цех индпошива.
В первых числах декабря 1990 года коллектив комбината начал осуществлять переход на арендный подряд. Для проведения подготовительных работ приказом директора была создана комиссия, которую возглавила начальник планово-экономического отдела Алла Леонидовна Трич.
В апреле 1991 года были введены коэффициенты, повышавшие цены на работы и услуги, что сразу отрицательно сказалось на количестве принимаемых заказов
В это время на рынке развернулась бойкая торговля китайским и турецким ширпотребом по довольно низким ценам, поэтому население стало одеваться и обуваться за счет индивидуальных предпринимателей
Реальный заказчик все реже стал обращаться к услугам комбината, что привело к снижению объемов реализации бытовых услуг. Из-за отсутствия достаточного количества оборотных средств все труднее приходилось обеспечивать коллектив тканями, фурнитурой и другими расходными материалами. К тому же начавшийся распад СССР разрушил прежние хозяйственные связи. В этой неразберихе сложно было удержаться на плаву. Положение дел на комбинате катастрофически ухудшалось.
С 18 декабря, в связи с заключенным ранее договором об арендных отношениях, предприятие стало именоваться Дзержинский арендный комбинат бытового обслуживания (АКБО). Однако смена вывески не отразилась на улучшении экономического состояния предприятия. Коллектив продолжал работать, но зарплата оставалась низкой. Зато росли долги за электричество и коммунальные услуги. Не все смогли в этот период смириться с такой ситуацией. Начался отток кадров и их переход на другие предприятия. На пенсию уходили ветераны, а молодежь не спешила им на смену. Тем не менее основной костяк коллектива сохранился и был в состоянии выполнять весь комплекс услуг населению.
С 6 мая 1993 года, в связи с производственной необходимостью, экономией фонда оплаты труда и затрат на теплоэнергию, комбинат перешел на 4-дневную рабочую неделю. А через полгода простои основных цехов стали чуть ли не ежедневными
Наступил самый сложный период в истории комбината. С июня 1995 года работникам предприятия было предложено самостоятельно заниматься сбытом товаров, чтобы заработать себе на жизнь. За такую коммерческую деятельность им полагалось от 5 до 10 процентов от суммы реализованной продукции. И пошли они, увешанные сумками, торговать по деревням и селам.
Терпеть такое долго коллектив не мог и, используя свое право на принятие самостоятельных решений, выразил недоверие своему руководителю. С 21 июня 1995 года исполняющим обязанности директора стал Николай Иванович Новик.
(Продолжение следует)
По материалам краеведа Ольги БИРУЛИ подготовил Виктор УРАНОВ