Койдановские евреи. Ч. 40. Беспредел по-польски
Летом 1920-го года, развивая наступление на восточном и юго-восточном направлении, войска буржуазной Польши сомкнули кольцо фронтов Гражданской войны вокруг молодого советского государства. В этих условиях правительство большевиков обратилось к Пилсудскому с предложением о мирном урегулировании всех спорных приграничных вопросов, но ответа с польской стороны не последовало. В ответ наркомат иностранных дел признал захват земель Белоруссии и Украины актом иностранной интервенции.
В этих условиях советско-польская война приняла совершенно иной характер. Не оправдались надежды Пилсудского и на скорое падение Москвы. Разгром белогвардейских формирований Врангеля и Деникина позволил советскому командованию перебросить дополнительные войска на западные рубежи и сформировать полноценный фронт против поляков. В мае 1920 года началось наступление Красной Армии. Несмотря на численное превосходство в живой силе и вооружении, польская армия не смогла противостоять освободительному походу, предпринятому молодой советской республикой, и стала спешно отступать.
Уже в начале июля передовые части Западного фронта, которым командовал Михаил Тухачевский, приблизились к окрестностям столицы Белоруссии. В четверг, 8 июля 1920 года, по Койданову поползли слухи о крупном поражении польских войск под Минском. Вслед за этой новостью, ближе к полудню, появились первые обозы бежавших из Минска частей познанской дивизии и жандармского эскадрона, стоявшего на Комаровке.
В пятницу 9 июля, ситуация еще больше обострилась. Голодные и озлобленные жолнеры стали врываться в дома койдановцев и требовать продукты питания. Не брезговали они и вещами, насильно отбирая их у беззащитных людей
Евреи начали спешно закрывать свои лавки и закусочные на базарной площади, однако польский комендант оккупированного Койданово потребовал всем возобновить торговлю, а спрятанные товары вернуть на прилавки. Обеспокоенные торговцы, в предчувствии больших неприятностей, решили подстраховаться откупом, который нередко выручал их в подобных случаях. Они собрали 3000 марок коменданту польского гарнизона и 10000 марок маршалку (старшему жандарму). Деньги им вручил глава общины Мордух Слезберг в обмен на обещание, что они обеспечат защиту евреев от произвола отступавших войск. Однако, приняв взятку, представители власти договор и не думали выполнять. На следующий день они исчезли из местечка, бросив его жителей на произвол судьбы.
В субботу утром 10 июля жители Койданово по-прежнему находились в тревожном ожидании, затаившись по домам и подвалам. По пустынным улицам бродили вооруженные толпы солдат, выискивая, чем бы поживиться. Узнав, что в местечке отсутствует всякая власть, они стали вести себя нагло и бесцеремонно.
Понимая, что исход войны предрешен, польские жолнеры решили обогатиться за счет мирного населения. Погромы и грабежи начались с торговой площади, а затем распространились на частные домовладения
При этом звучали угрозы, что скоро все сгорит в огне. Евреи снова пытались откупиться, передав командиру познанской дивизии крупную сумму денег, а его подчиненным спиртное и продукты питания. Тем не менее, получив откуп, поляки не оставили в покое местное население. Погромщики забирали все, что можно было утащить: деньги, белье, обувь, домашнюю утварь, продукты питания. Все это грузилось в заранее приготовленные телеги. Тех, кто пробовал протестовать, избивали шомполами и плетками. Это был типичный разбойный налет военных в польской форме на безоружных мирных жителей.
Ближе к полудню в одном из еврейских магазинчиков действительно вспыхнул пожар. Пламя быстро охватывало соседние строения, стоявшие вблизи друг от друга
Прибывшую пожарную команду поляки отогнали выстрелами из пулемета, не позволив им тушить разгоравшееся пламя. Более того, подвыпившие познанцы, охраняемые жандармерией, вывели из строя насосные установки, а шланги порезали на куски. Теперь никто уже не мог противостоять разбушевавшейся огненной стихии. Люди бросились самостоятельно спасать имущество, однако все лучшее, что выносилось из домов, поляки тут же забирали себе, а остальное бросали обратно в огонь. Жестокая расправа дополнялась насилием над женщинами и издевательствами над пожилыми людьми.
Воспроизвести реальную картину тех трагических событий позволяют и показания очевидцев
Житель местечка Койданова Мовша Аронов Рубинштейн: «Я живу на Базарной площади, дом № 94. С самого начала грабежей я успел спрятаться в леднике за огородом. Когда шум стал утихать, решил вернуться домой. По дороге увидел, как человек 10-15 польских солдат сгребали на крыльцо Эси Гальперин (лавка готового платья) кучу всякого хлама и хвороста, а затем ее подожгли. Пламя сразу охватило всю лавку, так что поджигатели едва успели сбежать с крыльца. Рассмеявшись, они сели на подводы и уехали. Через несколько минут к месту пожара прибыли пожарные в касках, с бочками и насосами и начали тушить пламя. Но в это время подошла другая группа польских солдат и стала избивать пожарных. Они сняли колеса с повозки с насосами. После этого пожарные разошлись по домам, оставив насос и бочки. Едва начался пожар, жители стали выносить свое имущество из домов, но польские солдаты подходили и отбирали все ценное, даже стаскивая сапоги с ног людей».
Житель местечка Койданово Гилель Юделев Крутович: «Я был на улице возле своего дома по улице Старо-Минской, №131, когда увидел, как 5-6 польских солдат подбежали к толпе местных жителей, качавших воду в бак для тушения пожара. Выстрелив из ружей, они стали разгонять нагайками людей. Толпа разбежалась, но минут через 10 вернулись, чтобы качать воду. Но те же солдаты опять подошли и, пригрозив расстрелом, велели уйти. При этом они пытались сломать водокачку, но почему то им это не удалось сделать».
Житель местечка Койданово Рахиль Ароновна Шульман: «В 7 часов вечера вместе с отцом я зашла к себе на квартиру, находившуюся по Слуцкой улице, д. № 450, чтобы забрать оттуда оставшиеся вещи. Пожар был тогда на площади, в пяти домах от нас, и Слуцкая улица тогда еще не горела. Войдя в дом, мы застали там двух польских солдат, которые сказали нам по-польски: «Выйдите, мы сейчас поджигаем». Мы вышли, и в доме раздался взрыв, солдаты выбежали, а дом загорелся. Все окружающие дома тоже загорелись».
Трагедия в Койданово происходила на глазах иностранных корреспондентов
Вот что писала одна из зарубежных газет того времени: «От двухэтажного здания железнодорожной станции ничего не осталось. Из 700 домов сохранилось только 300, и то только потому, что за их сохранность были уплачены большие взятки. Когда горело имущество населения, его запрещали тушить. В огонь живьем была брошена 75-летняя женщина, которая погибла. А 60-летнего мужчину посадили в яму и пытались закопать живьем. На виду у всех насиловали женщин. У граждан снимали на улицах сапоги и одежду».
Пожар в Койданово продолжался всю ночь. Только к вечеру 11 июля через местечко прошли последние польские войсковые части. Следом за ними к населенному пункту подошли и красноармейцы, но из-за удушливого дыма смогли войти туда только на следующий день.
Из 11 улиц нетронутыми огнем остались только 4. Больше всего пострадал центр, где от домов остались только фундаменты и торчавшие среди дымящих руин печные трубы
Через неделю в местечке была установлена советская власть. Вновь созданный ревком сразу же стал предпринимать меры по оказанию помощи пострадавшим. Их стали расселять на временное проживание в оставшиеся после пожара дома. Койдановцы с пониманием отнеслись к таким мерам, пуская к себе на постой погорельцев. Открылась общественная столовая, в которой бесплатные обеды получали 1500 человек. Хасидская община койдановских евреев, которые обосновались в Нью-Йорке, прислала своим пострадавшим соотечественникам крупную сумму денег, на которые в Койданово была построена первая стационарная больница на 30 коек. Жизнь в местечке стала постепенно налаживаться.
В 1920-1930-е годы в нашей стране дата 11 июля была обозначена на календаре как День освобождения Белоруссии от белопольской оккупации. В честь этого события назывались учреждения культуры, площади и предприятия. Улица с таким названием появилась и в Койданово (Дзержинске). Позже, по идеологическим соображениям, эту дату стали реже упоминать, а затем и вовсе предали забвению. В наши дни, когда Польша, при поддержке коллективного Запада, продолжает агрессивную политику против суверенной Беларуси, в надежде вновь возродить Речь Посполитую в прежних границах, произвол и бесчинства поляков на нашей земле, произошедшие более 100 лет назад, приобретают новое звучание.
Они служат нам напоминанием, что выстраданный такой ценой суверенитет мы не имеем права потерять ни при каких обстоятельствах
(Продолжение следует)