Меню
Государственное предприятие "Водоканал Дзержинского района"

Взгляд в прошлое. Как появился Дзержинский польский национальный район. Ч. 10

Советско-польская война 1919–1920 гг. стала временем тяжелых испытаний для местечка Койданово. Довольно мрачные воспоминания у его жителей оставил польский оккупационный режим, сопровождавшийся грабежами и насилием. Не менее жестокую расправу им пришлось пережить, когда, отступая под ударами Красной армии, интервенты устроили настоящий погром, оставив после себя выжженные улицы и пепелища.

Информация о трагедии, разыгравшейся в Койданово, дошла даже до европейской прессы. Вот что о тех событиях писала одна из зарубежных газет: «От двухэтажного здания железнодорожной станции ничего не осталось. Из 700 домов сохранилось только 300, и то лишь потому, что за их сохранность были уплачены большие взятки. Когда горело имущество населения, его запрещали тушить. В огонь живьем была брошена 75-летняя женщина, которая погибла. А 60-летнего мужчину посадили в яму и пытались закопать живьем. На виду у всех насиловали женщин. У граждан снимали на улицах сапоги и одежду».

Когда стало понятно, что разбушевавшуюся огненную стихию уже не остановить, поляки спешно покинули место своего преступления. Пожар в Койданово продолжался до позднего вечера, но и на следующий день повсеместно стоял удушливый запах гари и копоти. Из 11 улиц не тронутыми огнем остались только четыре. Больше всего пострадал центр, где сохранились лишь фундаменты и торчавшие среди дымящихся руин печные трубы.

С приходом частей Красной армии в местечке возобновил работу ревком, который сразу же занялся решением всех вопросов, связанных с устранением последствий трагедии и оказанием помощи пострадавшим. Их стали расселять на временное проживание к тем жителям, у кого сохранились жилища. Койдановцы с пониманием отнеслись к этой чрезвычайной мере. Заработала столовая, в которой могли питаться люди, потерявшие жилье.

Общая беда объединила православных, католиков и иудеев, исторически проживавших в местечке

Они и раньше соседствовали без конфликтов, но в повседневной жизни обычно держались особняком. Однако внезапно обрушившаяся на них беда заставила эти группы населения сплотиться. Невзирая на национальность и религиозную принадлежность, они сообща устраняли последствия польской интервенции, расчищая пожарища и готовя площадки для новых домов. Две пилорамы на лесозаводе работали с утра до позднего вечера, обеспечивая потерявших жилье людей строительными материалами. Койданово превратилось в большую новостройку.

В марте 1921 года жителей местечка облетела новость о том, что наступил долгожданный мир. Согласно подписанным соглашениям, Западная Белоруссия отошла к буржуазной Польше. Под эти перемены попала и Койдановская волость. Та ее часть, которая осталась в составе Белорусской ССР, оказалась в приграничной зоне по линии разграничения Милаши – Скирмантово – Наследники – Гарутишки – Карачуны – Латушки – Лучицы – Полоневичи – Андриевщина – Шабуневка – Мезеновка – Скородное. Раздел территории, проведенный без учета мнения населения, разделил родственников, по воле случая оказавшихся по разные стороны пограничной полосы, что заметно осложнило их общение. Однако, поставленные перед фактом, они вынуждены были смириться со сложившимся положением.

В связи с тем что государственная граница с Польшей пролегла всего в 10–15 километрах от Койданово, его жители оказались на особом положении

За счет ликвидации нейтральной зоны территория волости расширилась до 57 сельсоветов, созданных практически в каждом более-менее крупном населенном пункте. В 1923 году ревком был переименован в волостной исполнительный комитет. На очередную годовщину Октябрьской революции местная организация большевиков провела в местечке митинг. Впервые на зданиях госучреждений были вывешены красные флаги.

Народный дом стал главным местом проведения массовых мероприятий в Койданово. 1924 год

В августе 1924 года в Беларуси прошла административно-территориальная реформа. Вместо волостей были учреждены районы. В связи с такими изменениями 7 декабря в Койданово состоялся первый районный съезд Советов. Делегаты собрались в только что открытом Народном доме, построенном на площади позади церкви. Рассмотрев ряд вопросов хозяйственного и культурного строительства, делегаты избрали новый состав районного исполнительного комитета, который возглавил бывший балтийским моряк, коренной койдановец Иван Шпилевский.

Первый председатель Койдановского (Дзержинского) райисполкома Иван Шпилевский

В ходе административно-территориальной реформы район был разделен на 12 сельских Советов и один местечковый. Так что 2024 год с полным основанием можно считать юбилейным для системы государственной власти района

Мирная передышка позволила жителям местечка быстро преодолеть многие трудности, связанные с последствиями польской интервенции. Важным событием того времени стало открытие электростанции в местечке, мощность которой обеспечила электроэнергией не только райцентр, но и близлежащие деревни Макавчицы и Дягильно.

По переписи населения 1923 года в Койданово насчитывалось 11 улиц и 14 переулков. В них проживало 4611 человек – 2193 мужского пола и 2418 женского. В их частном владении находилось 1400 голов скота, из них – 348 лошадей, 542 коровы, 343 свиньи, 172 головы овец и коз.

Знаменитые койдановские базары вновь заметно оживили экономическую жизнь в местечке

Наладив свой быт, местечковцы приступили к восстановлению прежних традиционных промыслов. В Койданово заработали торговые лавки и небольшие магазинчики, постепенно оживилась деятельность знаменитых койдановских базаров. По-прежнему эту сферу деятельности контролировали евреи. С введением в стране новой экономической политики (НЭП) были созданы благоприятные условия для развития кустарной промышленности. В Койданово стали открываться артели: веревочная «8-е Марта», швейная «Объединение», сапожная «Труд». Детищем НЭПа можно считать и частную артель «Слон», которую основал известный в местечке предприниматель Мордух Слезберг.

Однако главным занятием местечковцев, по-прежнему, оставалось сельскохозяйственное производство, стабильно обеспечивавшее их продуктами питания, которые использовались как для собственного потребления, так и на продажу. Поэтому каждая семья в местечке продолжала держаться за свои земельные участки, выделенные им советской властью.

 Тем не менее разруха, безработица и тяжелое материальное положение подтолкнули многих жителей местечка к поиску дополнительных средств к существованию. Близость границы с буржуазной Польшей, которую в первое время никто не охранял, и наличие на сопредельной территории родственников привело к тому, что койдановцы стали заниматься трансграничным обменом товаров.

Деньги в то время не имели цены, поэтому в Польшу доставлялись натуральные продукты, самогон, табак, шерсть, шкуры, а обратно переправлялись товары первой необходимости: керосин, спички, чай, ткани. Были налажены  даже поставки кокаина. Все это неизбежно привело к тому, что началась их перепродажа по спекулятивной цене. Постепенно в оборот стали вовлекаться мануфактура и предметы роскоши.

Для охраны границы и борьбы с незаконным перемещением товаров прибыл специально созданный пограничный полк

В 1923 году из него выделили 7-й особый пограничный батальон, который стал нести службу в пределах Койдановской волости. В 1925 году это воинское подразделение было переименовано в 16-й Койдановский погранотряд, в который вошли 6 погранкомендатур. Вся линия границы обустроилась заставами, на которых круглосуточно несли службу вооруженные подразделения.

Продолжала укрепляться и милицейская служба. Она вошла в 3-й милицейский район, который возглавлял Иван Мороз. В зону его обслуживания входили 4 волости, расположенные у границы с Польшей.

Штаб милицейского района размещался в Койданово. В его штате числилось только 12 милиционеров, или 1 сотрудник на 5000 населения

В помощь им в пределах милицейского района, как правило, размещались части Красной армии и ЧОН (части особого назначения), которые действовали в тесном контакте между собой и местными органами власти. Благодаря их оперативному взаимодействию в короткий срок были разгромлены вооруженные банды, действовавшие в окрестностях деревень Рудня, Новосады, Поусье, Негорелое.

Однако близость к границе продолжала значительно осложнять жизнь населению Койданово. На сопредельной территории осело немало различного рода дезертиров и лиц, недовольных советской властью, которые продолжали свою подрывную деятельность. Так, вечером 1 октября 1924 года вспыхнул пожар на улице Октябрьской в Койданово. Одновременно загорелось 4 дома с хозяйственными постройками. Пожарная часть оперативно приступила к ликвидации возгораний. Когда пламя стало утихать, загорелись дома еще в двух местах. Стало ясно, что это очередная провокация. На помощь прибыли пожарные из Минска, а отряд милиции был поднят по тревоге, чтобы не допустить новых акций поджигателей.

В это время вооруженная банда перешла границу и направилась в сторону местечка, чтобы заняться грабежом мирных жителей. Однако бдительность милиции и своевременная помощь со стороны пограничников предотвратили эту крупную диверсию. И такие случаи в те грозные годы были не единичными.

                            (Продолжение следует)

Виктор УРАНОВ

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59