На пути ИСследования. Как региональные педагоги создают с детьми проекты республиканского масштаба
Учителя физики и информатики Анна Титова из Негорельской средней школы №1 и Александра Клименко из Негорельской базовой школы №2 уверены: заниматься наукой может любой ребенок. Нужны лишь большой запас энтузиазма и базовые знания, которые сполна дает школьный курс. А дальше к делу подключатся опытные наставники, готовые направить энергию учащегося в нужное русло.
Благодаря неиссякаемой вере в детей и готовности посвящать личное время исследовательской работе молодым педагогам удалось реализовать со своими учениками немало успешных проектов. Особенности домашнего хлебопечения, разработка интерактивных обучающих платформ, автономной системы «Умная школа» – это только небольшая часть научного портфолио.
Недавно во всем мире отмечали Международный день женщин и девочек в науке. Помня об этой дате, мы обратились к педагогам, чтобы узнать о том как привить детям интерес к новым знаниям и оправдывает ли цель средства.
«Идея должна работать»
Недаром говорят: ребенок — вечный двигатель прогресса. Путь в науку учителя физики и информатики Негорельской базовой школы №2 Александры Клименко начался с безобидного вопроса по теме на уроке.
— Так вышло, что научными исследованиями заинтересовалась изначально не я сама, а меня к этому подтолкнули дети, — рассказывает педагог. — Вопрос, обсуждение, идея — так родился первый проект.
И понеслось… Трость из конструктора LEGO для слабовидящих, исследование домашнего и покупного хлеба, компьютерная игра по энергосбережению, механическая рука, интерактивная карта со знаковыми местами Дзержинщины… Кстати, далеко не все работы из области профессиональной квалификации Александры Клименко. Здесь пригодились и такие предметы, как трудовое обучение, история, обществоведение. Но, что самое главное, практически каждое научное исследование под руководством молодого учителя — практико-ориентированное. Все можно применить в деле.
— Например, исследовательская работа «LEGO EV3 для перехода проезжей части дороги слабовидящими» началась с того, что один из четвероклассников спросил у меня: можно ли сделать из LEGO что-то такое, что будет применимо и полезно в повседневной жизни, — вспоминает Александра Игоревна. — Мы стали думать, искать, а после приступили к созданию самой трости. Опрашивали друзей, знакомых, кто столкнулся с проблемой нарушения зрения, брали информацию в интернете. В результате этих поисков узнали много нюансов и подробностей: какие места представляют наибольшую опасность для слабовидящих людей, как они чувствуют окружающий мир, и многое другое.
Александра Клименко — личность разносторонняя. Она также работает методистом в ресурсном центре информационных технологий и технических средств обучения, а еще ведет объединения по интересам «Роболаб LEGO EV3», «Школа компьютерного мастерства», «КомпиАрт».
Один из последних проектов Александры Клименко, который она разработала в соавторстве с директором Негорельской БШ №2 Анатолием Свиридчуком и который по сей день активно применяют на уроках истории дети и учителя, — лента времени «История Беларуси XIX—XX веков в разрезе важнейших мировых событий» и интерактивная карта «Беларусь в годы Великой Отечественной войны». Теперь занятия — это не только сухие параграфы в учебниках, но и новые возможности, ставшие доступными благодаря команде юных ученых и цифровым технологиям.
По степени значимости и масштабности педагог научные проекты не делит: в каждом есть своя изюминка.
— Если я за что-то берусь — отдаю всю себя. Готова вкладывать не только знания и опыт, но и личное время. Помню, когда разрабатывали историческую карту и ленту времени, сидели и после уроков с детьми, и всю субботу проводили в школе. А однажды с ученицей делали компьютерную игру, так она даже домой ко мне приходила заниматься, — рассказывает учитель.
«Здорово, когда в процессе научных изысканий присутствуют родители. Это очень важная составляющая. Если на результат замотивирован не только ребенок, но и педагог, и родные, проект с большей вероятностью будет в выигрыше.
Когда ученики загораются идеей, Александра Клименко, как опытный научный руководитель, творческий порыв поддерживает, но при необходимости некоторые моменты корректирует:
— У меня и опыта больше, и глаз, как говорится, наметан. Ребята находят одни сайты, я понимаю, что нужны другие источники, и аккуратно подвожу их к этому, вместе с ними фильтрую информацию. Важно давать детям свободу, поддерживать, но вместе с тем направлять и подталкивать. Тогда совместная работа будет в радость и принесет свои результаты.
«Наука — это маленький шаг
к большому будущему»
Учитель физики и информатики Негорельской средней школы №1 Анна Титова сама когда-то мечтала реализовать себя в науке. Окончила Белорусский государственный педагогический университет, получила степень магистра физико-математических наук. Думала поступать в аспирантуру, а потом вышла замуж, обзавелась семьей. И по понятным причинам учеба отошла на второй план.
— Поэтому то, о чем когда-то мечтала сама, стараюсь сейчас передать своим ученикам. Сегодня у детей огромные возможности для всестороннего развития. Есть много конкурсов, которые могут дать старт в жизни, — отмечает педагог.
Как и к ее коллеге, к Анне Александровне ребята сами приходят с идеями и предложениями. По словам педагога, это хорошо — тогда тема исследования интересна не учителю, а самому ребенку:
— Например, Анжелика Шиманская, с которой мы сделали первый научный проект «Умный дом для домашних животных», была единственной девочкой в кружке робототехники, где я на тот момент преподавала. Она хотела доказать, что техника покоряется не только мальчишкам. Считаю, у нее все отлично получилось. Проект был удостоен поощрительного диплома Министерства образования на республиканском конкурсе научно-технического творчества учащейся молодежи «ТехноИнтеллект», стал финалистом республиканского молодежного конкурса «100 идей для Беларуси».
Сын Анны Титовой Александр, несмотря на юный возраст, в прошлом году уже успел получить первую высокую награду за научную деятельность. За проект «Пожарная сигнализация» он был удостоен специального диплома республиканского конкурса по робототехнике «Спасатель будущего».
Вторая научная работа — «Автономная система «Умная школа» — также принесла немало наград в копилку учащихся и педагога. Команда исследователей успешно представила школу будущего: с современной системой пожарной безопасности, освещения, температурного регулирования и даже охраной.
Увлекшись исследовательским процессом, один из учеников после завершения проекта решил презентовать индивидуальную разработку.
— Старшеклассник Владислав Юхович сделал систему слежения и переработки солнечной энергии Solar Energy и вышел в финал республиканского конкурса «100 идей для Беларуси» в области энергетики и энергоэффективности. Сегодня он планирует поступать в БНТУ и связать будущую профессию со сферой своих научных исследований, — радуется успехам ученика Анна Титова.
Педагогическое кредо Анны Титовой: «Современные технологии + творческая деятельность + сотрудничество = успешный ученик».
Но поле деятельности юных ученых не ограничивается предметными увлечениями. Под руководством своего учителя они создали школьную бизнес-компанию DecorWood, развивают волонтерское движение. Так, учащиеся Негорельской СШ №1 представили проект «Территория равных возможностей» на молодежном медиафестивале «Голоса молодых за устойчивое развитие». Он способствует взаимодействию школьников с детьми с особенностями развития посредством проведения разных мастер-классов и развлекательных мероприятий.
— Из каждого проекта дети выносят для себя что-то новое, полезное. Хочется надеяться, что школьные исследования — это маленький шажок в их большое будущее. Возможно, спустя 10 лет я включу телевизор и увижу там своего ученика, к примеру, члена Национальной академии наук. Хочется, чтобы дети смогли осуществить то, что в свое время не удалось мне. Но я ни о чем не жалею. Считаю, я — на своем месте. И сейчас могу принести больше пользы, чем если бы поступила в аспирантуру и защитила кандидатскую, — говорит педагог.
А еще Анна Титова убеждена, что науку надо почувствовать сердцем, полюбить. И тогда все получится:
— Бывают моменты, когда не все идет гладко, как хотелось бы. Но в этом и заключается суть познания, любого исследования. Задача учителя — помочь, направить. Не нужно опускать руки, лучше объяснить ребенку, что иногда победа — это не основная цель, а в конечном итоге все равно можно прийти к достойному результату. Еще важно верить, что у тебя есть уникальная идея, которая принесет пользу тебе самому, школе, району, стране.