Дзержинский РЭС напоминает о правилах электробезопасности при уборке урожая
Уборочная кампания – ответственное время не только для тех, кто растит хлеб, но и для электротехнического персонала сельскохозяйственных предприятий. Ведь именно им необходимо обеспечить надежное электроснабжение зерносушилок, очистительных линий и других объектов, связанных с уборкой и переработкой зерна.
Особого внимания требует вопрос соблюдения электробезопасности при работе сельскохозяйственной техники на полях, так как уборка урожая связана с работами в охранных зонах воздушных линий электропередачи (ЛЭП), а порой и непосредственно под ними.
Каждая ЛЭП имеет свою охранную зону. Это земельный участок и воздушное пространство вдоль всей линии на расстоянии от крайних проводов, которое может быть от 2-х метров для сетей напряжением 380-400 В до 40 метров для линий напряжением 750 кВ.
Полевые работы в этих зонах не запрещены, однако при их проведении следует соблюдать особые меры безопасности, невыполнение которых зачастую приводит не только к нарушению электроснабжения потребителей электрической энергии, но и к несчастным случаям, нередко – со смертельным исходом
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ водители начинают движение с поднятым кузовом или механизмом, в результате чего цепляют провода ЛЭП и машина оказывается под напряжением. При попытке покинуть кабину водители могут быть поражены электрическим током.
Под ЛЭП или вблизи них запрещается работа грузоподъемной техники, остановка машин и механизмов, нахождение обслуживающего персонала на агрегате вне кабины или защитного козырька, выполнение ремонтно-профилактических работ на машине, а также работ при приближении или во время грозы.
В случае падения провода на машину или соприкосновения машины или механизма с проводом, а также при возникновении между проводом и корпусом электрического разряда запрещается какая-либо дальнейшая работа на этой машине. Водитель, не вылезая из кабины, должен немедленно остановиться и оценить ситуацию. Если при этом можно освободиться от оборванного провода передвижением техники, то необходимо это сделать как можно быстрее. В случае отсутствия такой возможности бригадир или старший на данном виде работ должен сообщить о случившемся владельцу электрических сетей или в службу спасения, а до прибытия аварийной бригады ни водитель, ни бригадир не должны предпринимать никаких самостоятельных действий.
Если в результате ЧП машина загорится, то обслуживающий персонал должен немедленно ее покинуть, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с корпусом машины и землей. Лучше всего спрыгнуть на землю на обе сомкнутые ноги, а удаляться от машины можно только прыжками на одной или двух сомкнутых вместе ногах на расстояние 8-10 метров, чтобы не попасть под «шаговое напряжение». Все вышеуказанные меры будут способствовать безопасной эксплуатации оборудования и соблюдению Правил охраны электрических сетей, что позволит своевременно и без аварий провести уборку и переработку нового урожая.
Вот лишь несколько примеров реальных несчастных случаев, которые закончились трагически.
3 августа 2023 г. водитель, двигаясь на автомобиле МАЗ по временной дороге, обустроенной без согласования с энергоснабжающей организацией вдоль линии ВЛ-35кВ, заметил неисправность транспортного средства и остановился на краю обочины под проводами ВЛ. Водитель вышел из кабины для устранения неисправности, поднял кузов, который прикоснулся к крайнему проводу ВЛ. В итоге мужчина был смертельно травмирован электрическим током.
19 октября 2023 г. в аварийную службу сетей поступило сообщение о несчастном случае с работником сельскохозяйственного предприятия. Прибывшие на место электромонтеры ОВБ обнаружили лежащую на земле опору ВЛ-10 кВ, сбивший ее свеклоуборочный комбайн и рядом лежащего на земле работника.
9 августа 2022 г. водитель автомобиля частного предприятия, подъехав к зерноскладу, нажал на орган управления подъемом кузова для непосредственной выгрузки перевозимого сырья, а сам вышел из кабины автомобиля для контроля разгрузки. После полной разгрузки кузова автомобиль начал самопроизвольное движение от места выгрузки сырья в сторону ВЛ 10кВ с поднятым кузовом. Пострадавший побежал к кабине транспортного средства, чтобы его остановить. В это время автомобиль прикоснулся правым углом кузова к проводу ВЛ 10кВ, в результате чего пострадавший попал под действие напряжения. Водитель попал в реанимацию с ожогами 45% кожных покровов 1 и 2 степени.
Уважаемые работники сельского хозяйства! Будьте внимательны, берегите себя и своих близких, а также не забывайте: электричество не только облегчает нашу жизнь, но и в определенной ситуации угрожает ей!
Дзержинский РЭС филиала Столбцовские ЭС РУП «Минскэнерго»