Музыка нас связала! Секреты семейного счастья бриллиантовых молодоженов из Черниковщины
Афиши и плакаты стремительно мелькают перед глазами: Любовь Яковлевна, музыковед со стажем, с гордостью демонстрирует анонсы концертов, оперетт, спектаклей… Нет-нет, вовсе не из хвастовства — ею движет любовь. Все эти мероприятия когда-то проходили под управлением ее мужа, дирижера Владимира Кржеминского. Когда-то они, молодые, влюбленные в музыку и друг в друга, дали клятву в вечной любви под звуки марша Мендельсона. Сегодня у них за плечами уже 60 лет счастливой совместной жизни. А кажется — одно мгновение…
«А давай сбежим?..»
Встретились Любовь и Владимир в казахстанском Семее (на тот момент — Семипалатинск). Там девушка поступала в музыкальное училище им. Мукана Тулебаева, а ее будущий супруг принимал там вступительные экзамены.
— Я тогда сдавала сольфеджио. Но его хорошо запомнила: худой был такой, высокий. Это был июль, и вскоре Володя уехал в отпуск. 3 ноября у нас в училище был вечер, посвященный Дню Октябрьской революции. Там выступали и дети, и педагоги. А потом были танцы. Володя пригласил меня. Один танец, другой, и он мне говорит: «А давай сбежим?» И мы сбежали… Так и закрутился у нас роман, — смеется Любовь Яковлевна. — Когда мы решили пожениться, директор училища Альпатов испугался: «Как же так — педагог и ученица?» Но когда выяснилось, что ему 22 года, а мне 20, сразу все успокоились.
К слову, 15 мая в Беларуси традиционно отметили Международный день семьи.
Вскоре молодая пара официально скрепила свой союз. Вместе, рука об руку, они шли по жизни и в профессии. С теплом и гордостью вспоминает Любовь Яковлевна эти страницы семейной летописи. Владимир Константинович тогда был руководителем хорового класса, симфонического оркестра, заведовал разными учебно-воспитательными подразделениями в училище. Большой творческий успех принесли ему концерты коллектива симфонического оркестра. Рядом с мужем честно и не менее успешно трудилась на музыкальной ниве Любовь Кржеминская. Яркий след оставила совместная работа с известным советским и казахским композитором, заслуженным деятелем искусств Казахской ССР Темиржаном Базарбаевым. На память композитор написал Любови Яковлевне на афише с концерта такие строки: «Это была наша первая совместная работа! Вы показали себя как хороший музыковед. Желаю в дальнейшем больше проводить такие мероприятия. Пиши больше о тех, кого знаешь хорошо, о своих современниках. В твоих трудах они сохранятся навечно. Пиши, не стесняйся, ибо это труд, труд благородный».
Родина Любови Кржеминской — Симферополь. Что интересно, ее муж Владимир Константинович родился в Харбине — столице самой северной китайской провинции Хэйлунцзян. После вместе с родителями он переехал в Омск, из Омска — в Алмату. А потом по направлению поехал работать в Семипалатинское музыкальное училище, где и встретил будущую жену.
Дело — одно на двоих
Решение о переезде в Беларусь Кржеминским далось непросто. Но в тот момент остро стоял жилищный вопрос.
— Сперва жили в общежитии. Потом нам дали двухкомнатную квартиру, где мы и обосновались. До училища оттуда было минут 10 ходьбы. Шло время, старший сын Костя отучился, отслужил в армии, работал концертмейстером. В летнем лагере, куда его отправили как педагога, познакомился с пионервожатой, будущей супругой. Потом они сыграли настоящую комсомольскую свадьбу! У них родилась дочка, надо было расширять жилплощадь. Тогда знакомые моей сестры позвали нас на работу в Дзержинский район. Так мы здесь и оказались.
Белорусский край гостеприимно встретил Кржеминских. Супругам предоставили дом, они начали обживаться…
— Помню, как однажды муж рассказывал мне: «Представляешь, мы дошли пешком от Дзержинска до Черниковщины, и ботинки даже не запылились! А у нас в Семипалатинске постоянно были сильные ветра. Почистишься, оденешься, приготовишься перед выходом, приходишь в училище — а ноги уже все в пыли и песке».
Оглядываясь на внушительный жизненный опыт, супруги, не колеблясь, отвечают, что вновь прошли бы рука об руку все радости, тяготы и невзгоды… Только бы вместе.
Работа для них нашлась в местном отделении тогдашней музыкальной школы.
— Отделение в Черниковщине работало с 1989 до 2002 года, располагалось через два дома от нас. Муж внес большой вклад: и пианино покупал, и аккордеоны, и скрипку. К сожалению, со временем школа закрылась. 90-е годы, рождаемость низкая, учеников мало. Если бы не перестройка, возможно, и сегодня бы работали.
На счету педагогов — сотни благодарных учеников. До сих пор Любовь и Владимир Кржеминские получают поздравительные открытки и письма. «Низкий поклон моему учителю! Благодаря ему 40 лет проработала в музыкальной школе и работаю по сей день», — зачитывает вслух Любовь Яковлевна одно из них. Недаром говорят: учителя живут в делах своих учеников…
Напоследок спрашиваю у супругов, как им удалось сохранить такие теплые чувства друг к другу.
— Нас всегда объединяли общие взгляды и цели в жизни, ответственность и преданность профессии, доброе отношение к людям, взаимная забота и уважение, безмерное доверие, отличное чувство юмора мужа и жизнелюбие жены, — полушутя-полусерьезно отвечает Любовь Яковлевна. — И, конечно, любовь: друг к другу и к музыке.
Время — главный испытатель. Жизнь немыслима без трудностей и неурядиц, но Любови Яковлевне и Владимиру Константиновичу удалось остаться вместе несмотря ни на что, любить друг друга преданно и самоотверженно.