Койдановские евреи ч. 32. «Я так соби!»
В 1861 году в Санкт-Петербурге вышли «Материалы для географии и статистики России», собранные офицерами Генерального штаба под руководством генерал-лейтенанта князя Голицына. Одна из книг этого многотомного исследования посвящена Минской губернии. В разделе «Население» достаточно много места отводится анализу последствий проведенных царскими властями реформ, направленных на интеграцию евреев в российское общество.
Приведенная в отчете довольно точная и беспристрастная статистика показала, что разрушение привычного уклада жизни этого народа отрицательно сказалось на его жизненном уровне. Предлагаем вашему вниманию отдельные фрагменты из этого исследования.
«Евреи живут рассеянно по всему пространству Минской губернии, но преимущественно в городах и местечках, где они составляют более половины населения. Проезжая какой-нибудь город или местечко западных губерний и видя лишь одних евреев, торопливо и с вечно озабоченным видом шатающихся по улицам и площадям, либо праздно зевающих у своих неопрятных, полуразрушенных жилищ, вы, конечно, подумаете, что этот город или местечко исключительно населены евреями. Зная же нерасположение их к земледелию, вы невольно зададите себе вопрос: «Какие же средства существования этого многочисленного класса населения, и если он живет мелочною торговлей и ремеслами, то где же находят потребителей?» Кажется, что первый вопрос останется загадкой для всякого, кто не близко знаком с образом жизни еврея, его нуждами и потребностями. Спросите первого встречного в местечке Минской губернии еврея о его занятии, и вы получите, наверное, один из трех ответов: «Я мастер», — скажет вам один; «Я фактор», — скажет другой; но чаще вам дадут ответ, невольно вызывающий улыбку: «Я так соби».
Всем известен нрав и характер еврея, известен также его проницательный и гибкий ум, быстрое соображение, обширная память, его предприимчивость и любопытство.
Не менее известны его покорность судьбе и то безропотное терпение, с которым значительная часть евреев переносит неведомые для христиан лишения, доходящие иногда до ужасающих размеров
Отчего же происходит эта крайняя нищета, с которою сроднилось большинство еврейского населения? Откуда это кажущееся хладнокровие к улучшению своего весьма незавидного и даже жалкого быта? Где же причина всеобщего обвинения евреев в праздности и тунеядстве, в нерасположении их к физическому и особенно к земледельческому труду, в обмеривании и обвешивании, в торгашестве и факторстве? Почему, например, все меры правительства, имевшие целью распространить между евреями земледельческую промышленность, оказались если не бесполезными, то, по крайней мере, весьма малодейственными до такой степени, что в 1860 году правительство нашло уже нужным приостановить поселение евреев на казенных землях западных губерний? Вопрос этот, при всей своей важности и современности, может быть решен только людьми, близко знакомыми с духом еврейской религии, с бесчисленным множеством обрядов и религиозных постановлений, предписываемых Талмудом и часто несовместимых с условиями прогрессивного движения населения на поприще просвещения, быть может, даже противоречащих современным требованиям цивилизации.
О числе евреев в Минской губернии имеется три рода сведений: по статистическим ведомостям за 1857 год — 115 063 души; по собранным нами сведениям за 1857 год — 95 767 душ; по 10-й народной переписи (1857—1858 гг.) — 76 532 души. Но если нет точных сведений, то какие же из них более приблизительны к истине? Мы убеждены, что если не две, то, по крайней мере, одна треть евреев не записана в ревизские сказки, так что приведенная выше цифра (115 063 души обоего пола) если не менее, то, во всяком случае, не более настоящего числа.
Поэтому еврейское население составляет, по меньшей мере, 1/9 часть общего населения
Мы убили много времени и труда из желания собрать, на основании еврейских метрических книг, сведения о числе родившихся и умерших евреев в продолжение 12-ти последних лет (1846—1857). Результатом этого было убеждение в бесполезности наших усилий. В некоторых городах (Бобруйск, Мозырь, Пинск) еврейские метрические книги уничтожены пожарами. В других — украдены, в третьих, наконец, если и имеются кое-какие сведения, то они, по небрежности, с которою ведутся, не заслуживают никакого доверия.
Мы попробовали исследовать проблему с другой стороны. Оказалось, что на 100 душ христиан приходится 40 мальчиков до 16-летнего возраста, тогда как на такое же число евреев мальчиков приходится только 15. Факт этот противоречит настоящему положению дел, потому что между евреями мальчиков, конечно, сравнительно больше, чем между христианами. Плодовитость евреев известна каждому.
Да и зачем, сказавши правду, еврей станет записывать своего сына в ревизские сказки, если это может повести только к увеличению лежащих на нем повинностей, и если без паспорта у нас можно жить легко и так привольно?
Притом, в случае надобности, каждый еврей может получить и десять паспортов, только уже на чужое имя. Ведь говорят же, что в одном местечке Виленской губернии, где считалось около 75-ти ревизских душ, выдано в год до 500 паспортов.
В этой связи, прежде всего, представляется вопрос: «Если число евреев, не записанных в ревизские сказки, весьма велико, то к какому из пяти разрядов (купцы, земледельцы, ремесленники, мещане оседлые и мещане неоседлые) следует преимущественно отнести приписных?» Нам кажется, что почти все число таких евреев принадлежит к классу мещан неоседлых или людей несостоятельных, не имеющих ни определенного занятия, ни постоянного места жительства.
Они избегают ревизии не для того только, чтобы не нести рекрутской повинности, но и для того, чтобы не платить податей, которые, вследствие их крайней бедности, составляют нередко чистую для них тягость
Притом, так как положением определено, что рекруты берутся преимущественно из мещан неоседлых, то понятно, что при разборе евреев по разрядам каждый, хотя бы он жил в нищете, употреблял все усилия для того, чтобы быть зачисленным в один из первых разрядов. Таким образом, многие евреи, не имеющие производительного труда, попали в разряд мещан оседлых.
Эти два соображения заставляют думать, что разряд мещан неоседлых составляет не четвертую часть (как следует заключить из официальных источников), но, по крайней мере, половину всего еврейского населения. Да, половина, если только не три четверти еврейского населения, состоит из людей, которых можно было бы обвинить в торгашестве и факторстве, в тунеядстве и праздности. Но не потому, чтобы качества эти происходили от лености и нерасположения к труду, а потому, что эти несчастные горемыки, думающие только о насущном куске хлеба, прозябающие со дня на день, положительно не имеют средств и возможности заняться производительным трудом.
Смело можно сказать, что из 1000 еврейских семейств, наверное, найдется 500 таких, которые по смыслу высочайше утвержденных правил о разборе евреев, должны были бы быть причислены к разряду мещан неоседлых. Несчастные эти семейства, не имеющие ни кола, ни двора, живущие в грязи и нищете, не знающие, при всей своей охоте к труду, как перебиться до завтрашнего дня, по необходимости должны прибегать к разного рода предосудительным средствам, с единственной целью удовлетворить свои насущные потребности.
Для того, чтобы выйти из этого положения, для них существует одно средство — это переход в земледелие. При слабой населенности Минской губернии и при значительном числе евреев земледелие составляет главнейший источник народного богатства.
Поэтому, пока евреи не обратятся к земледельческой промышленности, до тех пор не прекратятся и жалобы на торгашество, факторство, надувательство и проч.
Конечно, переход в земледелие не так легок; но за это правительство не только предоставляло евреям-земледельцам всевозможные льготы относительно уплаты податей и поземельного оброка, относительно поставки рекрутов и проч., но и выдавало им денежную и вещественную помощь на первоначальное обзаведение. Однако же, несмотря на все это, число евреев, обратившихся к земледелию, весьма незначительно. Почему мера правительства оказалась недостаточною — объяснять не беремся».
(Продолжение следует)
Виктор УРАНОВ