Меню

Взгляд в прошлое. Как появился Дзержинский польский национальный район. Ч. 2

В результате трех разделов Речи Посполитой, имевших место во второй половине XVIII века, большая часть ее территории стала провинцией Российской империи. В границах прежнего польского государства было создано Царство Польское, а Великое княжество Литовское вошло в состав Северно-Западного края. Впоследствии белорусско-литовские земли этих губерний все чаще именовались как Белая Русь, в отличие от Великороссии и Малороссии.

Находясь под жесткой рукой российского императора, Польша несколько умерила воинственный пыл в отношении своей прежней союзницы, жители которой основательно стали интегрироваться в славяно-православный социум. Однако господствующее сословие продолжал будоражить воинственный сарматский дух, поэтому привыкшая к вольнице шляхта чувствовала себя неуютно в обстановке зависимости от другого государства. В 1830–1831-х и 1863–1864 годах представители шляхетского сословия предприняли попытку освободиться от императорской власти, но восстания были подавлены, а самим полякам пришлось терпеливо выжидать удобного момента и приспосабливаться к новым условиям.

Только в начале XX века, когда в результате Первой мировой войны Европа оказалась на грани кризиса, поднявшего народные массы на национально-освободительную и революционную борьбу, Польша, наконец, получила возможность встать на путь самостоятельного развития. Это было время, когда рушились империи и исчезали одряхлевшие монархии. В 1918 году распалась Австро-Венгерская империя, также в результате революции корона слетела с головы германского императора и прусского короля Вильгельма II.

Эти два события позволили Польше сделать политическое заявление о непризнании прежних договоров о разделе Речи Посполитой. И, соответственно, провозгласить о своей независимости и создании Польской Республики

К этому времени Российская империя пережила две революции, в результате которых власть перешла в руки большевиков. Объявленная ими советская власть одним из первых декретов отменила действие международных договоров Российской империи с Пруссией и Австрией, документов, закреплявших раздел Речи Посполитой. Таким образом, Россия добровольно отказывалась от любых претензий на территорию Польши и признавала ее независимость. Вот так в 1918 году полуторавековая мечта поляков сбылась: их родина обрела свободу.

Вернувшийся из немецкого плена польский революционный лидер Юзеф Пилсудский принял военную, а затем и гражданскую власть из рук Регентского совета Королевства Польского. Позже, когда был сформирован Законодательный сейм, он официальную получил должность «начальника государства и верховного вождя». При таких диктаторских полномочиях Пилсудский быстро укрепил свою власть, но, вместо того чтобы заняться организацией внутренней жизни на своей земле, потрясенной Первой мировой, он сразу же вступил на путь завоеваний, желая возродить прежнюю империю – Вторую Речь Посполитую.

Маршал Юзеф Пилсудский инспектирует свои войска в оккупированном Минске

Вначале Польша попыталась расширить свои границы за счет Австрии и Германии, предъявив проигравшим в Первой мировой войне территориальные претензии. Однако страны Антанты и европейская политическая элита быстро поставили поляков на место, проигнорировав их имперские замашки: здесь решили ограничиться лишь незначительными подачками. Ссориться с ними, а тем более хвататься за оружие, чтобы удовлетворить амбиции, Пилсудский не решился, поэтому обратил свой взор на восток. Там, по мнению поляков, одурманенных сарматской идеологией, проживали дикие, отсталые и варварские народы, с которыми можно было особо не церемониться. Кроме того, в огне Гражданской войны истекал кровью давний враг – Россия. Беспомощным состоянием противника следовало немедленно воспользоваться.

Вот почему, при определении восточных границ своего будущего государства, Пилсудский открыто заявил о восстановлении Второй Речи Посполитой в пределах от Балтийского до Черного моря

19 декабря 1918 года по его приказу польская армия заняла Вильно, а 6 января 1919 года произошло первое столкновение польских войск с бойцами Красной армии. Это была открытая интервенция: Польша вторглась на территории, принадлежавшие Прибалтике, Белоруссии и Украине. Советское правительство пыталось организовать переговоры с Варшавой относительно проведения государственной границы, но Пилсудский от них уклонился. В этих условиях Совет народных комиссаров РСФСР волевым решением отделил от Беларуси ряд восточных губерний и создал буферное государство – Литовско-Белорусскую ССР (Литбел). По сути, подобное стало своеобразным жертвоприношением необоснованным амбициям маршала Пилсудского, который, пользуясь тяжелым положением России, был уверен в успешной реализации своих далеко идущих планов.

Польские новобранцы принимают присягу перед отправкой на восточный фронт, чтобы возродить Вторую Речь Посполитую

Наспех собранная полумиллионная армия Пилсудского благодаря финансовой поддержке США и стран Антанты была хорошо вооружена и обеспечена материально, но не имела опыта ведения крупномасштабных боевых операций. И все же, не встречая на своем пути серьезного сопротивления, она сумела за короткий срок оккупировать большие территории Литовско-Белорусской ССР и Украины. На захваченных землях отменялась советская власть и устанавливались буржуазно-помещичьи порядки. В обозе польской армии прибыло немало прежних землевладельцев, которые стали требовать возврата конфискованного у них имущества.

Этот передел собственности сопровождался массовым насилием. Отсутствие дисциплины в рядах польских жолнеров нередко приводило к мародерству, произволу и грабежам мирного населения

Возрожденный в сознании элитарный шовинизм, в основе которого лежала все та же сарматская идеология, позволял польским интервентам чувствовать себя хозяевами на оккупированных территориях. К местным жителям они относились пренебрежительно, как к крестьянскому «быдлу» (bydło – рабочий скот).

Польские интервенты в окопах на белорусской земле

Польские захватчики ворвались на Койдановщину в начале августа 1919 года, когда вовсю шла уборка зерновых культур. Но собранный урожай изымался у крестьян и грузился в вагоны для отправки в Польшу. Ревком Койдановской волости был разогнан, а его члены арестованы. Особую жестокость со стороны польского гарнизона испытали на себе те койдановцы, которые стали приверженцами советской власти.

В деревне Макавчицы польские каратели арестовали группу активистов, поддержавших революционные преобразования. Их согнали на середину улицы и стали избивать шомполами, посыпая раны солью

Тех, кто не пожелал отказаться от своих убеждений, подвешивали вниз головой на деревьях и продолжали над ними издеваться. Двоих парней за принадлежность к комсомолу вывели за деревню и расстреляли.

Начавшиеся грабежи и насилие лишь усилили ненависть к угнетателям со стороны местного населения, однако нашлись и сторонники воссоздания Речи Посполитой. В основном они принадлежали к зажиточным крестьянам, так называемым абшарникам, исповедовавшим римско-католическую веру. Многие из них вспомнили о своем шляхетском происхождении. По случаю прихода поляков местный костел организовал «фэст». По улицам Койданова прошла пышная процессия с хоругвями и песнопением – в честь прихода «освободителей».

 В сельской местности властными полномочиями были наделены старосты и солтысы, следившие за сбором непомерно огромной контрибуции деньгами, салом, мясом и другой сельхозпродукцией

Бывший начальник койдановской милиции Павел Калечиц, за которого поручился местный ксендз, сразу же перешел на службу в отдел польской дефензивы, выполнявшей роль карательного органа. Из бывших военнослужащих, дезертировавших из рядов Красной армии при отступлении, он создал военизированный отряд, который, по сути, превратился в банду. С ее помощью поляки полностью контролировали волость и заставляли жителей беспрекословно выполнять их указания.

Тяжелые времена настали и для еврейского населения Койданова, которые являлись старожилами местечка. В их дома безо всякой причины врывались вооруженные жолнеры, забирали ценные вещи и продукты питания. Попытки сопротивления безжалостно пресекались, а с тех, кто пробовал протестовать, требовали дополнительную плату. Оказавшись беззащитными перед проявлением такой агрессии, евреи забивали окна своих домов, а сами прятались в лесах или у знакомых в сельской местности. Жизнь в местечке замерла.

(Продолжение следует)

Виктор УРАНОВ, Виктор ПОЛТЕВ

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59