Койдановские евреи ч. 28. Укрепляясь в вере
Конец XVIII века, как и последующие годы, не внесли спокойствия в жизнь польско-белорусских евреев. Речь Посполитая, некогда мощная и процветающая держава в центре Европы, пребывала в агонии, раздираемая внутренними конфликтами. В этой ситуации ни польские короли, ни сейм не предпринимали никаких действий, чтобы вывести страну из политического и экономического кризиса. Неумолимо приближался момент, когда более сильные соседи поставят окончательную точку в существовании государства.
И такая развязка наступила. Российская империя, империя Габсбургов (Австрия) и Пруссия осуществили в 1772, 1792 и 1795 годах насильственное вмешательство во внутренние дела Речи Посполитой, разорвав ее на удобоваримые части. К России отошли земли Литвы, Белой Руси и Правобережной Украины, где проживало больше миллиона евреев.
Естественно, сразу же возник «еврейский вопрос», который стал оказывать существенное влияние на политику народонаселения Российской империи. Ее основы заложил указ Екатерины II от 23 декабря 1791 года, который создал в пределах государства черту оседлости, ограничивавшую передвижение евреев. Более того, им запрещалось заниматься некоторыми промыслами, шинкарством и ростовщичеством, разорявшим местных крестьян. Предпринималась попытка переселения евреев из местечек в города.
Однако такие ограничительные меры не касались гражданских прав лиц еврейской национальности. Уже в XIX веке вне черты оседлости разрешалось проживать тем евреям, которые получили высшее университетское образование, купцам первой гильдии, медицинским работникам, банкирам и промышленникам
При этом крещеным иудеям был открыт путь на все ступени карьерной лестницы. Их в России называли выкрестами.
При императоре Николае I появился ряд указов, которые были направлены на дальнейшее разрушение самоуправления еврейских общин и интеграцию их в российскую государственную систему. Они предусматривали ряд запретительных мер, касающихся талмудического учения, противоречившего программам общеобразовательных учебных заведений, отмену общинного самоуправления и роспуск кагалов, являвшихся главным препятствием подчинения еврейства государственным и судебным органам. Существенную роль во всех этих мероприятиях сыграл указ Николая I о введении для евреев воинской повинности, которая стала средством по насильственному отрыву молодежи от общины и обращению ее в христианство.
После введения ограничительных мер по отношению к Вааду, являвшемуся высшим органом самоуправления польско-белорусских евреев, ответственность за погашение их огромных долгов была возложена непосредственно на управление отдельных кагалов. Еврейское население (за исключением детей до одного года) обложили подушной податью в два злотых в год.
Тяжелое финансовое бремя, а также черта оседлости, ограничившая возможность заработать на жизнь, еще больше усугубили положение еврейских общин, особенно тех, что находились в местечках
В этих непростых условиях община койдановских евреев-хасидов стала искать себе духовного лидера, способного укрепить их в вере и придать стойкости духа в преодолении нищеты и преследовавших бед. Согласно их учению, такую роль мог выполнить только цадик (праведник) или ребе (учитель), наделенный силой чудотворения и предвидения. Вера хасидов в харизматичного лидера была заложена в период жизни Бешта, основателя учения. Считалось, что они, являясь посредниками между простым народом и Богом, «благословляют землю, излечивают больных и предупреждают бесплодие». А за такое служение верующие обязаны содержать их материально, чтобы праведники могли посвятить себя общению с Богом.
Цадик как бы освящал ту землю, на которой жил, поэтому служил талисманом места, отвращая от него наказание Бога. Хасид был обязан посещать цадика в определенные дни, в первую очередь во время праздников и десяти дней покаяния, а также иногда по субботам.
Койдановские хасиды отправлялись в паломничество, чтобы пообщаться с цадиком. Как правило, они посещали Слоним или Столин, где были основаны первые династии белорусских цадиков
Благодаря паломникам и их молитвам, о местечке Койданово узнал ребе Шломо (Соломон) Хаим Перлов, представитель столинской династии цадиков. Он несколько раз посетил койдановскую общину и, несмотря на то что она была не самой многочисленной на белорусских землях, объявил о своем решении создать свою резиденцию в Койданово. На его решение, без сомнения, повлияла близость местечка к Минску, где имелись крупные хасидские общины.
Под строительство дома для ребе был выделен большой участок земли по улице Староминской на берегу реки Нетечи. Человек он был состоятельный, и через несколько лет там появился большой двухэтажный дом. В 1833 году ребе Шломо Хаим Перлов, к радости местных хасидов, окончательно переселился в местечко. Однако ситуация не менялась в лучшую сторону, а впереди их ожидали новые испытания.
На то время население Койданово составляло около 2000 человек, причем больше половины из них насчитывали евреи
Они жили в деревянных домах, построенных вплотную друг к другу. Больше всего еврейских построек было на улицах Слуцкой (43 дома), Виленской (23 дома), Рубежевичской (18 домов), Минской (17 домов). Такая скученность застройки обернулась для жителей местечка серьезными последствиями. По сообщению земского суда от 16 августа 1842 года, «в местечке Койданово 24 числа июля месяца сего года в два часа по полудню возник сильный пожар, наперво с крыши деревянного дома койдановского мещанина еврея Велизара Тушина от проникшего огня с испорченной от проходивших дождей трубы. В доме перед пожаром находилась хозяйка того дома еврейка Иера Тушинова и квартировавшая по найму в другой половине дома еврейская вдова Фрейда Галкинова, которые топили хлебные печи и приготовляли на шаббат пищу. С какой именно печи выбросило огонь, того неизвестно, потому что была проведена одна труба вверх крыши. Стояла сухая погода, а сильный ветер разнес огонь в одно мгновение на другие строения рядом от дома Тушина, который истребил в течение до трех часов значительную часть местечка, в том числе православную церковь со всей утварью, колокольней, домом церковных служителей». Это было первое ЧП такого масштаба после казацкого погрома 1655 года. В тот день жертв удалось избежать, но имущество спасли немногие.
После пожара жители местечка Койданово серьезно задумались о создании пожарной команды. А на первое время вблизи базарной площади были установлены пожарная каланча и большая бочка с водой
Не менее серьезным испытанием для жителей Койданова стали инфекционные заболевания. Им пришлось пережить несколько серьезных эпидемий, в том числе оспы (1838 и 1840 годы), холеры (1855 год), чумы (1857 год). Вот здесь жертвы были действительно значительные, потому что, как свидетельствуют документы, все действующие на то время места захоронений оказались переполненными и пришлось выделять для этих целей земли за чертой местечка. Из медицинских работников на тот период в Койданово упоминалась только бабка-повитуха, а для лечения от различных болезней койдановцы применяли только лекарственные травы или пользовались услугами различных знахарок.
Ребе Шломо Хаим Перлов скончался в 1862 году в возрасте 65 лет. Его дело продолжил сын Бори Мордехай Перлоу. Он руководил койдановской хасидской общиной восемь лет и ушел из жизни в 1870 году. Его преемником на высоком посту стал сын ребе Ахарон Перлоу. Он запомнился как харизматичный лидер и видный ученый каббалы.
Его перу принадлежит книга «Свет истины: порядок молитв Израилевых», которая включает в себя «восемь мистических практик для духовного совершенства». Эта книга продолжает использоваться потомками койдановских хасидов до настоящего времени
К учению Ахарона Перлоу присоединились тысячи последователей. Чтобы услышать ребе, в Койданово прибывали сотни паломников. Постоялый двор не мог вместить всех, поэтому Ахарон Перлоу вынужден был сделать пристройку к своему дому, которая давала ночлег 200 верующим. Таким образом, наряду с кальвинизмом, Койданово стало признанным центром еще одного реформаторского движения в ортодоксальных религиях – учения хасидов.
(Продолжение следует)