«Каждая спасенная жизнь — как глоток свежего воздуха». Интервью с врачом-хирургом Дзержинской ЦРБ
Каждое третье воскресенье сентября медицинское сообщество отмечает Международный день хирурга. Накануне этой даты отправились в Дзержинскую ЦРБ, где чуть больше месяца назад отделение хирургии возглавил Юрий Веремский.
Здоровье пациента – в руках врача. Каждый из нас слышал эту фразу про людей в белых халатах. Но, пожалуй, точнее всего она описывает работу хирургов, которые своими руками день изо дня проводят сложнейшие операции и спасают человеческие жизни. Среди этих специалистов – и наш сегодняшний герой.
Юрий Веремский родом со Столбцов. Медицинское образование получал в Витебском государственном ордена Дружбы народов медицинском университете. Интернатуру проходил в родном городе, в Столбцовской ЦРБ, где в дальнейшем проработал пять лет. Следующие пять с половиной лет провел в Минске в больнице скорой помощи — специализировался на экстренной абдоминальной хирургии.
— Полгода назад пришел дежурным врачом в Дзержинскую районную центральную больницу. И с 12 августа возглавил отделение хирургии, — рассказывает специалист.
В хирургическом стационарном отделении Дзержинской ЦРБ сегодня 60 коек, из них 20 травматологических. Пациентов принимают четыре врача-хирурга.
За годы работы в медицине Юрий Веремский «прошелся» скальпелем почти по всему организму. Что только не оперировал: аппендициты, патологии органов желудочно-кишечного тракта, проводил вмешательства на сердце, сосудах, спасал людей при черепно-мозговых травмах. Возможно, в большом городе хирург может позволить себе работать в узком направлении. А в районе взял хирургические инструменты — значит, универсальный специалист.
— Однако на мой взгляд, хирургия – это не про успешно проведенную операцию. Хороший хирург должен уметь вовремя определить, что требует вмешательства, а что стоит лечить консервативно. Конечно, есть ситуации, когда без операции никак. Но настоящий врач сначала постарается сделать все возможное, чтобы не прибегать к инструментам. Умение принимать решения и брать на себя ответственность – это самое сложное в профессии врача.
Операция – это 15-20% лечения. Самое основное приходится на послеоперационный период
— Помните свою первую операцию? Какие эмоции испытывали?
— Да, это было на второй неделе интернатуры. Пациент — мужчина с онкологией. Все прошло хорошо. С тех пор у меня дома стоит памятная вещь, на которой отмечена дата и название моей первой хирургической победы.
Конечно, тогда я очень волновался. Рядом был руководитель, но операцию я уже полностью выполнял сам. Испытываю волнение каждый раз, когда нужно взять в руки скальпель. Но это волнение придает мне силу и уверенность. Заранее никогда не можешь предположить, что все-таки там будет и что с этим делать. В этом, наверное, и есть прелесть хирургии, чтобы разобраться в любой, даже сложной ситуации и помочь пациенту.
— Как часто приходится принимать их за считаные минуты?
— Очень часто. Вот недавний случай – мужчина, падение с высоты. Если бы замешкались даже на час, потеряли бы золотое время и его жизнь. Но не побоялись, взяли на себя это решение, прооперировали человека – и он остался жив, поправляется, уже уехал к себе домой в Минск.
Похожая ситуация была полтора месяца назад. Тяжелое ДТП. Работали сообща – хирурги, анестезиологи, реаниматологи, диагностическая служба. Оперативно выставлен диагноз, 6,5 часов операции. Мало кто верил, что человек выживет. А он выжил. Сейчас восстанавливается после тяжелой травмы.
— Всегда ли вы честны с пациентами, даже если информация может негативно отразиться на их психологическом состоянии?
— Я считаю, что каждый человек должен знать правду о своем здоровье. Не близкий или родственник, а именно пациент. Даже если это неутешительный диагноз. Дальше уже дело пациента — принять помощь, которую мы ему предлагаем, или выбрать другое медучреждение. Если он мне доверяет и готов со мной работать, я с большим удовольствием применю все свои навыки, знания и умения, чтобы помочь ему. Так поступит каждый медик. Если же человек не доверяет и считает, что в другом месте помощь ему окажут лучше, — это его решение, которое нисколько меня как врача не задевает. Это законное право пациента — выбор лечащего врача и медучреждения.
— Наверняка все волнуются перед хирургическим вмешательством. Вы как-то поддерживаете пациентов?
— Обязательно все проговариваю с ними. Как и положено, объясняю им ход операции, варианты лечения, рассказываю возможные исходы. Любая операция, даже самая банальная, может нести какие-то осложнения, риски. Вплоть до летального исхода…
— Наверное, это самое страшное в вашей работе, когда люди уходят…
— У каждого врача есть свое «кладбище», и лучше туда не заглядывать. Это та черная комната каждого доктора. То, что давит и гложет всю жизнь. Сколько бы ты ни работал в профессии, всегда страшно общаться с умирающими, сообщать родственникам, что их близкого – отца, матери, дочери, сына – больше нет. Не всегда в силах врача оправдать те надежды, которые возлагаются на него пациентами. К сожалению. Иногда опускаются руки. Но каждый новый случай, спасенная жизнь, просто спасибо, как глоток свежего воздуха, заставляют подняться и двигаться дальше.
— Хирургия – очень непростое направление медицины. Наверняка приходится постоянно учиться и повышать квалификацию?
— Специализированную литературу читаю практически каждый день. А вообще для меня сейчас работа в хирургическом отделении – это новый виток в профессии. Потому что последние пять лет был связан с экстренной хирургией, там другая специфика.
Мы всегда держим связь с опытными коллегами, нашими учителями, которые всегда готовы подсказать, дать совет. Взаимовыручка в медицине – это важно.
— С какими проблемами чаще всего попадают в ваше отделение?
— Неврология отделения обширна: очень много различных травм – технику безопасности многие упорно не хотят соблюдать, рискуя своим здоровьем. Много пациентов поступает с заболеваниями ЖКТ – аппендициты, холециститы, заболевания желудка, поджелудочной железы, легких. Вариабельность болезней широкая.
— Работа врача – она, бесспорно, благородная. А благодарная ли?
— На самом деле, это не так важно. Главное, чтобы люди были здоровы. Для нас простое человеческое «спасибо» дороже любой награды.
Порой пациенты считают, что врач им обязан. Но это не так. Врач – это такая же профессия, как бухгалтер, учитель, строитель. Мы тоже приходим на работу в первую очередь для того, чтобы заработать деньги, обеспечить свою семью. Если медик приедет, к примеру, на станцию техобслуживания к концу дня, ему скажут: «Приезжайте завтра, сегодня рабочий день окончен». И это правильно. Так и в медицине. Врачи тоже имеют право отдыхать, видеть свою семью. Все мы люди.
Самая большая благодарность от пациента – это выполнение им всех рекомендаций, соблюдение режима лечения. Для меня главное видеть позитивный итог работы, которую ты делаешь
— Какой совет вы могли бы дать нашим читателям?
— Никогда не затягивайте с визитом к врачу. Если что-то беспокоит, сразу обращайтесь к специалистам, не теряя ни дня. Регулярно проходите диспансеризацию. Даже если у вас все будет в порядке, мы лучше сообщим вам эту новость, чем впоследствии поставим какой-то диагноз.