Койдановские евреи. Ч. 2. На пути к государственности
Обозрев с горы Нево будущие уделы всех 12 колен Израилевых и удостоверившись в их реальном существовании, Моисей отдал Богу душу. Вернее, Всевышний извлек ее из тела пророка нежным поцелуем. Перед кончиной Моисей провозгласил так называемые благословения и проклятия. Смысл их заключался в том, что если израильтяне не будут во всем проявлять послушание Богу, им придется пройти через серьезные испытания. Но, как показали дальнейшие события, евреи не всегда серьезно относились к последним словам пророка, за что неоднократно подвергались наказаниям небес.
Предав земле тело Моисея, еврейский народ вступил на Землю обетованную. Семь лет понадобилось им, чтобы стать полноправными хозяевами новых владений. Возглавляемые мужественным воином Иисусом Навином, они один за другим подчинили своему влиянию местных ханаанских князей, превратив их в своих заложников. Завоеванная земля была разделена между 12 племенами, по числу родоначальников, сыновей Иакова. Левитам было предназначено священное служение.
После смерти Иисуса Навина еврейский народ остался без вождя, что привело к распаду их территории на двенадцать самостоятельных уделов. Это деление значительно ослабило власть евреев над покоренными племенами, и те, воспользовавшись таким положением, стали мстить своим угнетателям. К тому же, коренные жители Ханаана не отличались добродетельностью и в своих религиозных воззрениях отдавали предпочтение идолопоклонничеству. Попав под их влияние, евреи стали забывать свою истинную веру. Безнравственность стала настолько всеобщей, что прелюбодейное сожительство считалось обычным делом, а в отдельных городах распространились пороки, сравнимые с грехопадением жителей Содома и Гоморры, испытавших на себе страшный гнев Божий.
Царящее беззаконие поставило еврейский народ на грань уничтожения, но остановить их окончательное моральное разложение смог Святой пророк Самуил. Он вновь объединил израильтян и своими проповедями возродил веру отцов, восстановив каноны нравственности, завещанные Моисеем
Уже в глубокой старости Самуил пришел к выводу о необходимости учреждения над его народом правления царя. Учитывая общественное мнение, он помазал на царство Саула, происходившего из отличавшегося своей воинственностью колена Вениаминова. Новый правитель вскоре проявил свою воинскую доблесть и нанес несколько серьезных поражений соседним враждебным народам. Однако эти подвиги вскружили ему голову, и он стал проявлять высокомерие не только в отношении престарелого пророка Самуила, но и к законам Моисея, поэтому возникла необходимость пресечь деятельность этого рода в качестве царских избранников.
Преемником стал юный Давид из колена Иудина, происходившего из города Вифлеема. Этому бывшему пастуху было предназначено стать известным правителем Израиля и родоначальником длинной линии царей иудейских вплоть до окончательного падения их государства
Воцарившись во главе израильского народа, Давид задумался о необходимости создания столицы для своего государства. Для этой цели он выбрал крепость на рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым, которая, несмотря на усилия израильтян, продолжала сохранять независимость. То был Иерусалим, занимавший важное положение среди других городов страны. Несмотря на упорное сопротивление, перед могуществом юного царя крепость пала. Давид основал в ней свою резиденцию, впоследствии возвысившуюся до столицы всего государства. Новый политический центр, благодаря своему выгодному положению, стал быстро привлекать к себе иудеев и превратился в один из знаменитейших городов в истории не только израильского народа, но и всего человечества.
Начало своего правления Давид ознаменовал наведением порядка в системе государственной власти, а затем приступил к завоеванию земель своих злейших врагов – филистимлян, моавитян и идумеян. Покорив эти народы и присоединив их к своей монархии, израильский царь стал одним из могущественнейших правителей Западной Азии, в руках которого находилась судьба многочисленных народов, приносивших ему богатую дань. Израильтяне вошли в дружеские отношения с финикийцами, и эти связи содействовали подъему материальной и духовной культуры израильтян.
К тому времени относится расцвет древнееврейской духовно-религиозной поэзии, нашедшей выражение в Псалмах самого царя и приближенных к нему певцов.
Именно к этому периоду относятся Обетования, данные Богом Давиду. В них содержалось знаменитое обещание о приходе Христа, и с тех пор еврейский народ стал жить в ожидании Мессии
После Давида иудейский престол наследовал его сын Соломон. Он стал правителем обширного государства, простиравшегося «от реки египетской до Евфрата». Для управления таким государством требовались светлый ум и проницательность. Всеми этими качествами от природы был наделен юный правитель, который со временем снискал себе славу «мудрейшего царя». Уже с первых дней воцарения на престоле Соломон обратил все свое внимание на дальнейшее укрепление государственной системы и в этом отношении достиг необычайных результатов. Страна быстро богатела, а благосостояние народа возросло до небывалых размеров.
Двор Соломона не уступал в своем блеске дворцам величайших и самых могущественных властителей тогдашнего цивилизованного мира. Но высшим делом и славою его царствования стало построение величественного Храма в Иерусалиме. Этот духовный центр стал национальной гордостью Израиля, душой его не только религиозной, но и политической жизни. В этот период создается шедевр древнееврейской поэзии – знаменитая «Песнь Песней», по своей форме представлявшая образец лирической драмы, воспевающей любовь во всей ее нравственной чистоте.
При Соломоне еврейский народ достиг кульминации своего экономического и духовного развития, но к концу его правления стали заметны и первые ростки начинавшегося упадка. И причиной такому явлению стал сам царь
Многоженство и связанные с ним непомерные расходы привели к истощению государственной казны. Народ стал тяготиться быстро возраставшими налогами, что привело к росту оппозиции против царской власти. Да и сам Соломон подходил к концу жизни, будучи убежденным, что «все суета и томленье духа». Царская династия потомков Давида себя исчерпала, и их 400-летний период правления неизбежно приближался к своему концу.
После кончины Соломона между его преемниками началась борьба за власть, завершившаяся распадом могущественного государства. На его месте образовались два царства – Иудейское и Израильское. Развернувшееся между ними соперничество за право лидерства окончательно привело к истощению сил. Такой слабостью тут же воспользовался египетский фараон Шешонк I. Он совершил внезапный набег на Иудею, ограбил Иерусалим и многие другие города царства, а свою победу увековечил в изображениях и надписях на стене великого карнакского храма.
Не в лучшем положении оказалось и Израильское царство. Не имея возможности посещать Храм в Иерусалиме, его жители опять предали забвению свою истинную веру. Они стали поклоняться новому Богу Израиля – золотому тельцу, последовал общий упадок нравственности. Внутри царства начались смуты и политические перевороты. Когда в пределы Израиля ворвались войска Ассирии, они не получили достойного отпора. Ассирийцы захватили столицу Израильского царства Самарию, а жителей увели в плен, где они и затерялись среди многочисленных народностей Востока.
Несколько дольше продержалось Иудейское царство. После грабительского набега египтян, иудеи восстановили свою столицу и Иерусалимский храм. Но противостоять могущественному Вавилону они так и не смогли. Очередной завоеватель пленил остатки еврейского народа и угнал его в свое государство.
Спустя 70 лет Персия сокрушила Вавилон, и часть иудеев вернулась на свою исконную землю. Другая часть осела в виде многочисленных диаспор в Северной Африке, Малой Азии, Сирии, Иране, на Кавказе, в Крыму и западном Средиземноморье.
Так началось движение иудеев по всему миру, ставшее первым шагом для распространения монотеизма среди языческих народов и их подготовки к христианству.
Продолжение следует