«Ноги по привычке несут к маршрутке»: как изменились утренние поездки из Дзержинска и Фаниполя в столицу
Еще пару месяцев назад утренние очереди на остановках в Фаниполе были суровой реальностью. Жалобы на нехватку транспорта в час пик звучали постоянно. В ответ перевозчики проделали большую работу: пересмотрели маршруты, скорректировали схемы движения и запустили новые автобусы. Но решило ли это проблему полностью? Мы отправились в рейд с 6 до 8:30 утра, чтобы проверить, как теперь добираться из Дзержинска и Фаниполя до Минска на самом деле, пишет Фаниполь.бай.
Утро начинается
Ранним утром остановка «Гимназия» в Фаниполе – лучшая иллюстрация нынешней транспортной ситуации. Здесь кипит жизнь: десятки людей спешат на работу. И тут же мы наблюдаем главный парадокс. Подъезжает связка транспорта: маршрутка №61 и следом – новенький, комфортабельный «Неман» №491С. Если первый транспорт притягивает основную толпу, то ко второму, заполненному наполовину, подходят всего один-два человека. Очередь, которую мы зафиксировали, выстроилась именно к двери маршрутки (и только на этой остановке), в то время как автобус со свободными местами пассажиры по какой-то причине игнорировали.
Взглянем на расписание
Цифры подтверждают, что транспорта в Фаниполе в утренние часы пик сейчас ходит немало. Простой расчет вместимости на интервале с 6:20 до 8:10 с остановки «Гимназия» показывает картину: 30 рейсов маршруток и 8 более вместительных автобусов.

К тому же есть электрички, которые ходят по будням в 5:15, 6:24, 7:06, 7:40 и 8:17. Учитывая, что в Фаниполе проживает около 19 тысяч человек, из которых значительная часть – дети, пенсионеры и владельцы личных авто, а многие работают в самом городе-спутнике, возникает вопрос: какому количеству людей действительно необходим транспорт до Минска в раннее время? Так, например, в пиковый час из города могут выехать около полутора тысяч человек.
Как это выглядит наглядно, если взять отправления с остановки «Гимназия» (согласно расписанию Транспорт.by) плюс электрички:
- 05:15 — Электричка
- 06:04 — 2195
- 06:10 — 2195
- 06:16 — 2195
- 06:22 — 2195
- 06:23 — 2197
- 06:24 — Электричка
- 06:28 — 2199
- 06:32 — 2195
- 06:33 — 2197
- 06:37 — 2261
- 06:37 — 2195
- 06:43 – Автобус 491С
- 06:45 — 2261
- 06:47 — 2195
- 06:47 — Автобус 478С
- 06:51 — Автобус 373С
- 06:53 — 2261
- 06:55 — 2195
- 07:00 — 2195
- 07:01 — 2261
- 07:05 — 2195
- 07:06 — Электричка
- 07:08 – Автобус 491С
- 07:09 — 226
- 07:11 — Автобус 373С
- 07:12 — 2199
- 07:15 — 2195
- 07:17 — 2261
- 07:20 — 2195
- 07:25 — 2261
- 07:29 — 2195
- 07:33 — 2261
- 07:33 – Автобус 491С
- 07:34 — 2195
- 07:39 — 2195
- 07:40 — Электричка
- 07:41 — 2261
- 07:42 — 2265
- 07:44 — 2195
- 07:49 — 2261
- 07:50 — 2195
- 07:52 — Автобус 488СК
- 07:56 — 2195
- 07:57 — 2261
- 08:02 — 2195
- 08:05 — 2261
- 08:06 — Автобус 373С
- 08:09 — 2195
- 08:13 — 2261
- 08:14 — 2195
- 08:17 — Электричка
- 08:19 — 2195
- 08:21 — 2261
- 08:24 — 2195
- 08:26 — Автобус 373С
- 08:29 — 2261
- 08:29 — 2195
Обстановка в Дзержинске в это же время более спокойная – пассажиропоток менее интенсивный, и транспорт уходит без давки.
Новый игрок: автобус №491С
Отдельно стоит рассказать о новичке – автобусе №491С, следующем из Дзержинска в Минск через Фаниполь по трассе Р-1. Мы проехали этим маршрутом в час пик, чтобы понять, нашел ли он своего пассажира.

Рейс из Дзержинска начинается без ажиотажа. На остановке «Макавчицы» к 6:45 собирается около 20 человек, но это пассажиры разных направлений: кого-то забирает служебный транспорт, кто-то садится на городской. В салон «Немана» заходит 2-3 человека.

По Дзержинску картина аналогичная: на остановках заходит по 2-3 человека, на некоторых – никто. В сумме из города выезжает около 15 пассажиров (при вместимости автобуса 29 мест). Пиковая нагрузка ожидает автобус на той самой «Гимназии» в Фаниполе, где стоит несколько десятков пассажиров. Но, как уже было сказано, к новому автобусу подходят единицы. На протяжении всего города в него садится всего 2-3 человека, и ни одного – на самой проблемной улице Зеленой. Автобус №491С покидает Фаниполь далеко не полным.
«Удобный, места много, чистый, водитель приветливый. Едет даже быстрее, чем маршрутка, на остановках не стоит по 10 минут, пока набьется битком»
— Сабина
«Все четко, быстро, водитель приятный»
— Елена
«У меня вопросы к задержкам рейсов. Стоять и ждать, если транспорт опаздывает, я не буду. Уеду на том, что приедет первым. И, как правило, это маршрутка»
— Наталья
«Жителей недостаточно информируют, поэтому они и смотрят с опаской на новый автобус. К расписанию нужно привыкнуть. Оно должно «устаканиться», ведь за последние месяцы менялось не раз»
— Анастасия
«В самой напряженной ранее точке Фаниполя – на ул. Зеленой – проблем с выездом сейчас не наблюдаю. Но ноги все равно по инерции ведут к маршрутке. Пока, видимо, срабатывает психологический барьер»
— Наталья.
Что в итоге?
Проведенный рейд показывает: ситуация с транспортом в городах-спутниках изменилась к лучшему. Но на смену пришли другие вызовы: психологический и информационный барьеры.
Пассажиры, годами вырабатывавшие привычки, по инерции идут к знакомым маршруткам, не доверяя новым направлениям, с еще не устоявшимся расписаниям. Их можно понять: когда за ночь маршрут может измениться, а онлайн-сервисы не успевают обновлять данные, выбор в пользу предсказуемой, хоть и тесной маршрутки, кажется логичным.
Новый автобус №491С – заложник этого переходного периода. Он комфортен, быстр и не переполнен, но ему нужно время, чтобы завоевать доверие. Пока же пассажиры голосуют ногами – и эти ноги по старой памяти несут их именно к маршруткам.